Характеристика героя Сонечка Мармеладова (Преступление и наказание Достоевский Ф. М.)

Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие.

Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет где-то посередине,

а Соня в самом центре чаши весов праведных дел. В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: “Две великие идеи – бунта и смирения, обе требуют подвига”.

Бунт или смирение (символически – топор или крест) – основная мировоззренческая проблема писателя и его героев. В романе “Преступление и наказание” бунт выбрал Раскольников, смирение – Соня Мармеладова. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, продолжающихся и по настоящее время. Смирение Сони Мармеладовой – это смирение в чистом виде, как искусство ради искусства. Это смирение не ищет причин и следствий, не задается глобальными вопросами, оно просто есть, это смирение, существует как аксиома, как непреложная истина, как всеобщий мировой закон.

Предлагая Раскольникову поцеловать землю, она не только приобщает его к этому смирению, но и показывает, что именно это путь к очищению.

Не стоит думать, что Соня Мармеладова слаба душой, ибо не смогла сопротивляться внешним обстоятельствам. Она очень сильная личность, и может быть, именно потому, что она так сильна, она смогла “пойти по желтому билету” , пожертвовать собой ради других, а не броситься с моста в реку, как предлагает Раскольников: “Да скажи же мне, наконец, – проговорил он, почти в исступлении, – как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! ” Смирение не предполагает самоубийства. И это лишний раз показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

И хоть они и на разных чашах весов с Раскольниковым, все же эти чаши уравновешены, так как по силе характера они равны.

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает “мудрость”, “разумность”, “наука”.

И, действительно, в душе Сони Мармеладовой заключена такая неизбывная мудрость, такое величие, как и в Библии, в древнейшей книге, известной человечеству. И кажется, что образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестер, монахинь, воительниц. Фамилия Мармеладова тоже может нам о много рассказать. Это и ирония, связанная со “сладкой” жизнью семьи Мармеладовых, и сон в котором как бы все время пребывает Соня, оставаясь чистой духовно и запятнанной в обществе. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.

И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. Посмотрим, как развивается это в романе.

Вера – это основная составляющая жизни Сони. Без веры она слаба и беспомощна, вместе с нею – она сильна и мужественна. Именно из уст Сони мы слышим притчу о Лазаре, именно вера Сони Мармеладовой спасает Раскольникова. Ибо в Сонечке так много этой веры, что она распространяется на всех: “- А тебе бог что за это делает? – спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать.

Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения. – Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!. . – вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него” . Соня не может защитить себя, а вот свою веру она готова защищать до последнего вздоха, и если надо пойдет за нее на костер. Наверное, такими как Соня Мармеладова были первые христианские мученики, умиравшие за веру.

И Соня тоже мученица, ибо она приносит себя в жертву на алтарь своей семьи и других людей.



Характеристика героя Сонечка Мармеладова (Преступление и наказание Достоевский Ф. М.)