Характеристика героя Барон (Скупой рыцарь Пушкин А. С.)

БАРОН – герой трагедии А. С. Пушкина “Скупой рыцарь” (1830), вошедшей в цикл “опытов драматических изучений”, известный под редакторским названием “Маленькие трагедии”. Подзаголовок пьесы “Сцены из Чен-стоновой трагикомедии: The covetous knight” – литературная мистификация: у английского поэта В. Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, – конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, знаменитым своей скупостью.

Сравнивая

два образа скупого, Гарпагона и Шейлока, Пушкин отмечал, что “у Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен”. Эта характеристика значима для понимания пушкинского Б., в портрете которого соединились разнообразные черты. Его безграничная скупость, жестокость (рассказ о бедной вдове, простоявшей полдня на коленях, моля простить мужнин долг), мстительность в отношении сына, им оклеветанного перед Герцогом, сочетаются с чувством рыцарского достоинства, гордостью и отвагой. В разговоре с Герцогом Б. выказывает готовность в случае войны “старый меч рукой дрожащей обнажить”.

Однако внимание Пушкина занимает не нрав скупого, представленный в парадоксальных сцеплениях с другими свойствами характера. В своей трагедии поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и двух соответствующих мировоззрений – феодального и буржуазного. Характер Б. – отражение этой коллизии.

Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б. между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. тем не менее служит другому кумиру – деньгам: “И как же служит? как алжирский раб, // Как пес цепной”. Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом.

Однако парадокс Б., по верному наблюдению С. Б. Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества (“Я царствую!”) и власти (“Мне все послушно, я же – ничему”). Деньги дают Б. то, что Фауст приобрел, заключив сделку с дьяволом, – они, пускай иллюзорно, возвращают молодость, позволяют испытать любовный жар, почти эротическое возбуждение.

Ошибка Б. (этот непременный элемент в развитии трагедийного характера) заключается в том, что он, взяв на вооружение приемы “ужасного века”, не предусмотрел возможность обратного их применения, к нему самому. Б. умирает, потрясенный нерыцарским поступком сына, прилюдно обвинившего отца во лжи; но последние его слова: “Где ключи?” – принадлежат не рыцарю, а ростовщику.

Премьера “Скупого рыцаря” была назначена в Александрийском театре на 1 февраля 1837 г., но не состоялась из-за гибели поэта. Впервые трагедия была сыграна на этой же сцене в 1852 г. с участием В. А. Каратыгина в главной роли. Исполнителями роли Б. были впоследствии: М. С. Щепкин (1853, Малый театр), К. С. Станиславский (1888, Общество искусства и литературы), А. А. Остужев (1937), Н. К. Черкасов (1962), И. М. Смоктуновский (1979).

На сюжет трагедии написана опера С. В. Рахманинова (1906).



Характеристика героя Барон (Скупой рыцарь Пушкин А. С.)