Возвращение скульптуры В. Мухиной “Рабочий и колхозница”

Каждая эпоха в жизни страны имеет свои культурные символы. Безусловно, символом советского времени во многом является скульптура В. Мухиной “Рабочий и колхозница”. Это огромная композиция (ее высота – 24м, вес – около 80 тонн) была создана в 1935 – 1937 годах, чтобы представлять СССР на Всемирной выставке в Париже. “Рабочий и колхозница” выражала основную идею Советского государства – власть народа, рабочих и крестьян. Над головой герои композиции высоко поднимали эмблему СССР – серп и молот.

Интересно, что на создание

этой скульптуры архитектора Б. Иофана вдохновили античные статуи “Тираноборцы”, где герои стоят рядом с мечами в руках, и “Ника Самофракийская”. Интересно также, что в Париже “Рабочий и колхозница” была установлена напротив немецкого павильона, символом которого являлся гитлеровский орел. На выставке скульптура Мухиной произвела фурор.

Парижане были в восторге от этого символа страны Советов и даже хотели оставить его у себя. Это, наверное, спасло скульптуру, ведь первоначально ее, после окончания выставки, планировали переплавить. Однако “Рабочий и колхозница” благополучно вернулась на родину и была установлена перед Северным входом в ВСХВ (сейчас – ВВЦ). Безусловно, значимости этой скульптуре добавило и то, что в 1947 года она стала символом советского кинематографа.

Ее в качестве эмблемы выбрала главная киностудия страны – “Мосфильм”. С “Рабочего и колхозницы” начинаются такие кинематографические шедевры, как “Андрей Рублев”, “Баллада о солдате”, “Летят журавли” и многие другие. Из-за своих огромных габаритов скульптура Мухиной несколько раз подвергалась демонтажу и реконструкции. Так, при перевозке в Париж “Рабочего и колхозницу” разбирали на 65 частей, а во французской столице собирали вновь.

Кроме того, при возвращении в Москву скульптура повредилась, и ее пришлось реконструировать. Пережила скульптура и реконструкцию в 1979 году, но в годы Перестройки она вновь стала нуждаться в тщательном “ремонте”. Деньги нашлись лишь в 2004 году. Тогда и была начата последняя реконструкция “Рабочего и колхозницы”.

Скульптура была разобрана на 40 частей, которые планировали собрать в конце 2005 года. Однако из-за недостаточного финансирования реконструкция длилась около пяти лет. В ходе этого “ремонта” композиции был укреплен и увеличен ее постамент, в котором планируется поместить музей В. Мухиной. Кроме того, были вычищены и покрыты антикоррозийным составом элементы скульптуры. Торжественное открытие обновленного “Рабочего и колхозницы” состоялось 4 декабря 2009 года.

Это событие воспринялось неоднозначно: кто-то приветствовал возрождение скульптуры, кто-то говорил, что это символ страшного советского времени и его нужно уничтожить. Масла в огонь подливал и тот факт, что на реконструкцию скульптуры Мухиной ушло около 1 млрд рублей. Лично я на стороне тех людей, кто приветствует восстановление “Рабочего и колхозницы”. Это символ огромного периода в истории нашей страны. Пусть он не столько радостный, сколько печальный.

Однако надо помнить и эти суровые уроки истории, чтобы не повторять их. Кроме того, “Рабочий и колхозница” имеет не только историческую, но и культурную ценность как памятник соцреализма. А уничтожать памятники – это варварство, с какими бы целями это ни делалось.

Именно поэтому я порадовалась, когда узнала, что наконец реконструкция завершена, и “Рабочий и колхозница” займет свое законное место, обновленная и усовершенствованная.



Возвращение скульптуры В. Мухиной “Рабочий и колхозница”