Трагедия индивидуалиста

Джек Лондон (1876-1916) – один из крупнейших американских писателей XX века. Книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой. Джек Лондон родился в семье разорившегося фермера в Сан-Франциско. С детства он испытывал нужду.

Учась в школе, он зарабатывал продажей газет, затем работал на консервной фабрике, а в 14 лет, уйдя из дома, начал самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений. Вскоре Лондон становится матросом

на торговом судне. Вернувшись в Америку из плавания, он сменяет множество профессий, скитается вместе с другими безработными по разным штатам. В 1897 г. Лондон, захваченный “золотой лихорадкой”, вызванной тем, что на Аляске (Клондайк) было открыто золото, отправляется на далекий Север искать счастья.

Север, суровая природа, нравы золотоискателей и индейцев дали Лондону богатый и свежий материал для многих его произведений, которые он создает, вернувшись на родину. Появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера, затем о путешествиях и приключениях в южных морях. Эти рассказы имеют большой успех.

Лондон становится профессиональным писателем. Северные и морские рассказы Лондона составляют ряд сборников: “Сын волка”, “Дети мороза”, “Сказки южных морей” и др. В этих ярких произведениях выражен протест Лондона против измельчания человеческой личности в буржуазном обществе.

Писатель противопоставляет этой действительности суровую природу Севера и людей, ушедших от цивилизации. Лондон часто изображает и “нецивилизованные народы” – индейцев Севера, жителей островов Тихого океана. Он романтизирует их, подчеркивая цельность их характера, отвагу и закаленность в борьбе за жизнь, силу чувств. Им посвящены рассказы “Северная Одиссея”, “Сказание о Кише”, “Белое безмолвие” и др.

Лондон прославляет человека, побеждающего “белое безмолвие”, суровую природу. Но своих героев – золотоискателей и охотников – Лондон изображает крайними индивидуалистами, которые стоят выше других. Их исключительность, превосходство ума, воли, физической силы помогают побеждать и подчинять себе не только природу и животных, но и людей более слабых. И здесь стоит отметить ошибочность представлений писателя о законах жизни человеческого общества. По Джеку Лондону получается, что законы нашего общества являются продолжением законов животного мира: в вечной борьбе за существование слабый подчиняется сильному.

Роман Лондона “Мартин Идеи” во многом автобиографичен. Он посвящен трагедии талантливого писателя из народа в буржуазном обществе. Герой романа Мартин Идеи – выходец из рабочей среды, матрос, испытавший, несмотря на молодость, много лишений.

Человек исключительно одаренный и сильный, он задумывается над жизнью, стремится к знаниям. Большая любовь к Руфи Морз, образованной девушке из буржуазной среды, стремление стать равным с любимой становятся стимулом для Мартина. Он с титанической энергией, работая по 19 часов в сутки, жадно учится и благодаря своим редким способностям быстро достигает цели. Идеи вначале питает иллюзии по отношению к буржуазному обществу, к его культуре. Но, соприкоснувшись ближе с миром Морзов, он понимает, что “университетское образование и истинное знание далеко не одно и то же”.

Мартин видит под внешним лоском корыстолюбие, мещанство, убожество мыслей и чувств. Лондон недаром подчеркивал, что его роман – “вторая атака на буржуазию’ (после “Железной пяты”). Действительно, велика в романе сила критики и презрения писателя и его героя Мартина Идена к миру американских собственников: от преуспевающих дельцов, вроде Морза, Батлера, судьи Блоунта, до грубых мещан, мелких лавочников, подобных зятьям Идена Хиггинботему и Шмидту.

В мире бизнеса ценность человека, отношение к нему определяются чековой книжкой, умением “делать деньги”. Любимая Иденом, идеализируемая им долгое время Руфь Морз целиком подчинена представлениям буржуазной среды. По-своему любя Мар тина, она не понимает его стремлений.

Ее пугает внутренняя свобода Мартина, презрение к буржуазным предрассудкам. Руфь не верит в талант Мартина, пока его не признало буржуазное общество и пока он не получает денег за свои произведения. Предавая любовь, порывая с Мартином в трудное для него время, Руфь готова вернуться к Мартину – известному писателю и богатому человеку.

Сцена, изображающая последнее свидание Мартина с Руфью, полна горького презрения к буржуазной морали, которая определяла в конечном счете отношение Руфи к Мартину. В образах главных и второстепенных героев из народной среды обнаруживается демократизм Лондона. Не говоря уже о самом Мартине Идене, который возвышается над миром интеллектуальных и моральных пигмеев, насколько человечнее, бескорыстнее в любви и дружбе такие люди, как работница Лиззи Коннолли, его товарищи Джо и Джимми, квартирная хозяйка, прачка и другие люди труда в романе. Лондон, который всегда любил изображать сильных, волевых, незаурядных людей, и на этот раз в своем романе создает образ выдающегося человека.

Мартин Идеи наделен не только физической силой, упорством, душевным богатством в любви, внутренней свободой, но и большим талантом писателя. Он стремится создавать произведения, полные правды жизни, а не такие, в которых “прославлялись всевозможные мистеры Батлеры, жалкие охотники за долларами, изображались любовные треволнения ничтожных людишек”. Трагедия героя в том, что буржуазное общество безразлично к таланту плебея без имени и протекции.

Оно вообще равнодушно к настоящему искусству. Истощая внутренние и физические силы в борьбе за успех, за признание, от которого зависит и его личное счастье, Мартин все сильнее ощущает отвращение к обществу и буржуазной публике, признания которой он добивается. И когда, наконец, в результате случайности к Идену приходят слава и богатство, когда он становится “своим” в буржуазном обществе, Мартин не испытывает ничего, кроме опустошенности и безразличия.

Герой Лондона ищет выхода в вечном покое смерти. Джек Лондон наделил своего героя чертами ярого индивидуалиста, поклонника философии Ницше. Ненавидя буржуазное общество, Мартин является в то же время противником социализма, в котором видит философию рабов. “Я верю, что в беге побеждает сильнейший.

Эту истину я почерпнул из биологии. Повторяю, что я индивидуалист, а индивидуалисты вечные, исконные враги социалистов”. Конечно, не следует полностью отождествлять взгляды Лондона со взглядами его героя.

Но идейный кризис, пессимистические настроения были свойственны самому Лондону в период работы над романом. Судьба Мартина Идена – это трагедия подлинного художника, сломленного буржуазным обществом. Но есть и другая причина трагедии героя. Презирая буржуазию, Мартин порывает и с народной средой, ощущает личное и социальное одиночество – “он отошел от друзей, их жизнь была ему противна.

Он слишком далеко ушел. Тысячи книг, как стена, разделили их. Он сам обрек себя на изгнание”.



Трагедия индивидуалиста