Тема Великой Отечественной войны в детской литературе

Активным участником в борьбе с фашизмом стала и детская литература. Она раскрывала перед читателями душу советского народа, воспевала его свободолюбие, мужество и героизм.

События грозных военных лет получили отражение в творчестве многих писателей. Так, о войне повествуется в произведениях литовских писателей Д. Зигмонте (“Дети и деревья тянутся к солнцу”, 1959), В. Бранка (“Военная фуражка”, 1958), И. Мераса (“Желтый лоскут”, 1963).

Потрясающие картины оккупации, ужасов концлагерей запечатлены на страницах дневника девочки

из Вильнюса Марии Ромникайте (“Я хочу рассказать”, 1965).

Жизни и подвигу героя Отечественной войны Унана Аветисяна посвятил свою поэму “Дорога через сердце” армянский писатель Ваагнн Давтян, а герой поэмы Рубена Гарибяна “Смелый – крылатый” – герой-летчик Сергей Бурназян.

Замечательным произведением о Великой Отечественной войне является и написанная для детей сказка белорусского поэта Аркадия Кулешова “Цимбалы”. Поэт обращается в ней к теме освободительной борьбы советского народа. Он рассказывает, как мальчик Василек и его сестра, осиротевшие во время войны, стали обладателями волшебных цимбал, голос которых поднимал людей на борьбу за счастье родной земли:

– Внуку эти цимбалы

– Заботливо передал дед.

– С ними внук, как и надо,

– В ладу и согласии жил.

– Говорят, на декаду

– В Москву

– Те цимбалы возил.

– (Пер. М. Исаковского)

Волшебные цимбалы служили и будут служить народу Они олицетворяют собой мощь народа, его веру в торжество справедливости. Наиболее яркое отражение тема Отечественной войны получила в творчестве замечательного татарского писателя Мусы Джалиля, которому за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с гитлеровскими захватчиками, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь” он первым среди российских поэтов был удостоен Ленинской премии.

Высокая подкупающая человечность поэзии Мусы Джалиля особенно полно и ярко проявилась в стихах, посвященных детям. Дети – это будущее нашей страны, с ними поэт связывает свои лучшие надежды и чаяния:

– Мы покинем мир…

– Но наши дети

– Сберегут сердец замолкших жар,

– Пронесут сквозь даль десятилетий

– Стяг победы – отцов и дедов дар.

– (“Когда она росла”, пер. Р. Морана.)

В декабре 1943 года, находясь в застенках Моабитской тюрьмы, поэт пишет замечательное стихотворение “Сон ребенка”:

– Как цветок на пуху,

– Будто розовый цвет,

– Он в кроватке лежит.

– Нежный бархатный рот.

– Глаз нельзя отвести

– Сон на яблоках щек,

– Очень сладко он спит.

– На фиалках ресниц,

– Повернется во сне,

– Сон на влажных кудрях –

– Полной грудью вздохнет.

– Спи, родной, не проснись!

– (Пер. И. Френкеля.)

Война и дети, война и природа, война и красота – эти мотивы характерны для многих стихов Джалиля. Белые как снег лепестки ромашки, омытые кровью раненого бойца, окрасились в красный цвет. “Красная ромашка” стала символом поэзии Джалиля, символом мужества и борьбы. Не случайно кинематографисты ГДР назвали свой фильм о нем “Красная ромашка”.

В балладе “Соловей и родник” вся природа поднимается на борьбу с лютым врагом: чистая вода родника мутнеет от гнева, а соловей отдает свою жизнь, чтобы спасти советского солдата. Рассказывая о зверствах фашистов, о гибели детей, Муса Джалиль с огромной болью восклицает: Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое?

– Страна моя, враги тебе грозят,

– Но выше подними великой правды знамя,

– Омой его земли кровавыми слезами,

– И пусть его лучи пронзят,

– Пусть уничтожат беспощадно

– Тех варваров, тех дикарей,

– Что кровь детей глотают жадно,

– Кровь наших матерей…

– (“Варварство”, пер. С. Липкина.)



Тема Великой Отечественной войны в детской литературе