Тема России в творчестве поэтов Серебряного века

Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы “серебряным веком”.Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева и др. Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в ее великое будущее. Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из

них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долю Родины и народа. Талантливые стихи М. Цветаевой долго не публиковались.

А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли ее сердце. Бессонница меня толкнула в путь. О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!- Сегодня ночью я целую в грудь – Всю круглую воюющую землю!… Бедствия народа – вот что пронзило ее душу.

Чем прогневали тебя эти серые хаты,- Господи!-и для чего стольким простреливать грудь! Поезд прошел, и завыли, завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий в путь… В годы народного горя, еще не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.

М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир “сытых”; душа болела за врага. Два на миру у меня врага, Два близнеца – неразрывно – слитых: Голод – голодных – и сытость сытых!

Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М. Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре. На всю жизнь сохранила она острое ощущение, “что зарей в Кремле Легче дышится – чем на всей земле!” Щемящей тоской проникнуты стихи, посвященные разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми “расстояние: версты, мили… рас – ставили, рас – судили… по двум разным концам земли…” В 1925г. с какой грустью пишет она: Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится. Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце…

Мотив “Россия, родина моя!”, ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении “Родина”(1932г.) Здесь горькое сознание “разъединенности неразъединимого”: “родина моя” и одновременно “чужбине”. А дальше признание: Настолько родина и сталь Рок, что повсюду, через всю Даль – всю ее с собой несу! Тема родины звучит и в последним цикле стихов – антифашистских стихов, тема родины и в “Стихах к Пушкину”, и в “Стихах к сыну” с настойчивым советом : “Езжай, мой сын, в свою страну…” Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе…

Естественно, что в поэзии А. Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М. Цветаева, тема родины раскрывается иначе. Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение “Осенняя воля” (1905г.). Здесь высказано самое дорогое – убеждение, что в любви к родине – спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: “Как жить и плакать без тебя!” Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл “На поле Куликовом”(1908г.) Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:”И вечный бой! Покой нам только снится…” Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его “роковой, родной страны!” Революцию Блок принял как избавление от “старого мира”, “страшного мира”. Двенадцать апостолов революции в поэме “Двенадцать”(1918г.) символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира “в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос”.

Блок верил в очистительную представлялось поэту как “великое возрождение под знаком мужественности и воли. Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока. Ведь им написана прекрасная ода “Скифы”,в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова-о родине. А Есенин, как бы перекликающийся в своем признании с другим великим поэтом – с Лермонтовым: Но люблю тебя, родина кроткая А за что – разгадать не могу.

Выходец из народной среды, Есенин отдал свое сердце поэта русской деревне, русской природе: “Все равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы”. Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось “мужицкого рая”. Но голос Есенина, воспевающего “Русь, малиновое поле”, “нескончаемое синее, нежное”, “голубую Русь” с ее зелеными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.

Эта муза не пришлого дня. С ней люблю, негодую и плачу. Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу, писал Н. Рубцов о Музе Есенина.

Творчество Рубцова – это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов “Серебряного века” воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.



Тема России в творчестве поэтов Серебряного века