Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание Тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; Проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

Пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос – высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены на осуществление высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью.

Различия характеров Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса. Большое значение в искусстве XIX – XX вв. приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к предвосхищаемому универсальному идеалу. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию. Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое – это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех.

Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.

Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот. Художественная форма Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа – соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом. Схема анализа литературно-художественного произведения История создания. Тематика. Проблематика.

Жанровое своеобразие. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Центральные персонажи. Сюжет и особенности построения конфликта. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения). Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. Место произведения в творчестве писателя. Место произведения в истории русской и мировой литературы. План разбора лирического стихотворения

Дата написания. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанровое своеобразие. Идейное содержание: Ведущая тема.

Основная мысль. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. Преобладание общественных или личных интонаций. Структура стихотворения:

Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза). Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание). Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки. Как вести краткую запись о прочитанных книгах Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).



Схема анализа литературно-художественного произведения