Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина и эпизода “Смерть Олега” в “Повести временных лет”

Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А С Пушкина и эпизода Повести временных лет “Смерти Олега”. Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, и читателем воспринимаются как две противоположности.

В Повести временных лет (далее ПВЛ) – перечисление фактов, отсутствие рассуждений и эмоций. Сама повесть построена на действии героев. Текст беспристрастный, автор описывает сухо, четко, без личного

отношения к герою и происходящему.

Пушкин (далее П) же, наоборот, наполняет песнь эпитетами, чувствами героя, своим отношением к истории и действующим лицам. Пример: ПВЛ – “волхвы”; П – “вдохновенный кудесник”. Такая разница возникает, потому что в средневековой литературе (ПВЛ – 12в) нет индивидуальности автора, а у Пушкина – явное присутствие своего мнения.

Однако, важно отметить, что в ПВЛ тоже есть скрытая небольшая оценка не самого автора, а киевского народа через самого автора (реакция на смерть Олега). ПВЛ – проза П – поэма В ПВЛ порядковое описание действия, хотя повесть рассказывает о точно таком же времени и событиях, но Пушкин кажется читателю внимательней к мелочам, конкретнее. А С концентрируется на определенном сюжете, для него моральная история “Олега с конем” гораздо важнее всех военных походов, ПВЛ – все по порядку с одинаковой значимостью. Из-за этого Пушкин кажется нам шире, объемнее.

У Пушкина больше конкретики, мелких (возможно недостоверных) деталей-фактов: например, указано, что старик – жрец Перуна, или что за предсказание судьбы князь готов дать в награду коня. А С П раскрывает характеры героев: “Волхвы не боятся могучих владык, … Правдив и свободен их вещий язык…” Дальше кудесник льстит князю.

Реакция Олега на столь неприятное известие: П “Олег усмехнулся, – однако чело И взор омрачилися думой” ПВЛ “Запали эти слова в душу Олега…” П описывает чувства героя – усмешка, тяжкие думы, омрачившийся взор. Еще один интересный эпизод – прощание с конем: ПВЛ “Никогда не сяду на него и не увижу больше” – сухо, резко, передача главного смысла. П “И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой” – называет коня товарищем, другом, верным слугой – характер князя, отношение к своему другу. Проходит 4 года, Олег возвращается на родину, желает увидеть кости коня.

ПВЛ – насмехается над словами жреца “..посмеялся и сказал…” П – гневается “Кудесник, ты лживый, безумный старик!” Совершенно разное отношение к смерти Олега в 2 произведениях : ПВЛ заканчивается народной скорбью, похоронами (здесь и проявляется отношение народа – автора к Олегу) Смерть же просто принимается: “Змея ужалила его в ногу. Он разболелся и умер”. У Пушкина смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира.

Жрец – язычник, змея – языческий символ. Конь в средневековье – хтоническое, загробного мира животное. Пушкин связывает все одной нитью судьбы.

В пвл все случайно, совпадение. У Пушкина – все связано и соединено: жрец, конь, змея, смерть. Поэтому читатель воспринимает “Песнь о Вещем Олеге” как “Сказку” со скрытым смыслом, а ПВЛ как исторический, документальный источник.



Сопоставительный анализ “Песни о Вещем Олеге” А. С. Пушкина и эпизода “Смерть Олега” в “Повести временных лет”