Сочинение на тему “Власть слова”

Слово есть двигатель мысли, лишь оно одно

Обращает текущее чувство в мысль.

А. Платонов.

Слово, по определению М. Горького, является “первоэлементом” литературы, а сам язык – материалом словесного искусства. Известный лингвист А. П. Журавлев писал о том, что художественная литература – высшая форма организации языка, когда все важно: и глубина значения слова, и ритм, и полная смысла музыка звуков.

Слова как элементы художественной, поэтической речи имеют не только смысловую, но и эстетическую информацию. Они не только

сообщают что-то, но и воздействуют на чувства своей неповторимостью, образностью, звуковой организацией, необычным словообразованием, особым порядком слов в предложении, многоплановостью значений слов, ритмом

Словесный образ показывает, как писатель видит и художественно изображает мир. Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся русских писателей. Гоголь так писал о стихотворениях Пушкина: “Слов немного, но они так точны, что обозначают все.

В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт”. В языке художественного произведения точное слово – это не только слово, точно обозначающее предмет, явление, действие, признак, но и слово, точно выбранное для выражения художественного замысла автора:

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поет,

В ней дышит душою русскою

Создатель ее – народ.

И я в эту речь ныряю,

Как в речку,

И там, со дна,

Сокровища добываю,

В которых поет весна.

(Н. Браун.)

Богат, красив и выразителен русский язык. Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Слово – это звук или комплекс звуков, имеющий значение и употребляющийся в речи как некое самостоятельное целое.

Огромное количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. В. С. Белинский писал: “Русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы…”. Он обратил внимание на выразительность много приставочных глаголов, например: плавать, доплывать, приплывать, отплывать, подплывать и т. д. Один глагол может выражать до двадцати оттенков одного и того же действия.

Значение слова – это его соотнесенность, связь с определенными явлениями действительности. Богатство русского языка проявляется прежде всего в его лексике. Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. Эти языковые средства – фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи.

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.

Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. Роль языка в жизни общества велика, что подчеркивали многие мастера слова: “Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть” ( М. Горький ).

Родной язык – это живая связь времен. К. Г. Паустовский так говорил о богатстве и выразительности русского языка: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”.

Никто не знает тайны происхождения человеческого языка. Существует множество версий об этом: одни доказывают, что язык – бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного многовекового превращения животных в человека. И только в одном единодушны ученые: язык делает человека человеком и присущ язык именно человеческому обществу, научиться человеческому языку вне общества невозможно.

Если ребенок растет не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научится говорить. Такие случаи известны. В 1920 г. в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени.

Они не только не умели разговаривать, но и вели себя, как настоящие зверята.



Сочинение на тему “Власть слова”