Сочинение Философская тематика стихотворения С. А. Есенина “Не жалею не зову не плачу”

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил о себе Сергей Александрович Есенин. И действитель­но – главное, что можно сказать о стихах поэта: они русские по своему духу.

По точным словам Алексея Максимовича Горького, “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выраже­ния неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслу­жено человеком”.

Всеобщее

признание творчества Есенина выразилось, в ча­стности, в том, что многие его стихотворения стали народны­ми песнями; в их числе и то, которое начинается словами: “Не жалею, не зову, не плачу…”

Это стихотворение-песня содержит лирические раздумья поэта о конечности человеческой жизни. В первой строфе ав­тор говорит о том, что молодость его прошла, но эта мысль не вызывает у него горечи, а лишь смирение перед неотвратимо­стью законов бытия:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

В последующих строфах ряд образов продолжают развитие начальной мысли. С уходом молодости исчезают “буйство глаз и половодье чувств”, остывают эмоции, замедляется ритм сер­дца, “тронутого холодком”. Постепенно покидает лирическо­го героя и “дух бродяжий” – его не тянет больше “шляться босиком” по стране “березового ситца”…

И вдруг элегический тон стихотворения словно взрывает­ся неожиданным вопросом поэта:

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

И вместо ответа следует ставшее знаменитым романтичес­кое сравнение, показывающее нам лирического героя подро­стком, а может быть, юношей:

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Философский вывод из всего стихотворения содержится в заключительной строфе:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Да, жизнь изначально трагична, потому что конечна. И не в силах человека изменить законы природы. Но сознание не­избежности конца не вызывает у лирического героя страха, отчаяния или равнодушия.

Он благословляет все живое. В этом четверостишии нетрудно заметить перекличку с пуш­кинским отношением к бренности всего живого, высказан­ным в позднем стихотворении “Вновь я посетил…”:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть…

Так же, как Пушкин, Есенин верит в то, что после оконча­ния его пребывания на земле жизнь будет продолжаться и рас­цветать.



Сочинение Философская тематика стихотворения С. А. Есенина “Не жалею не зову не плачу”