Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне)

Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы, посвященной военной тематике. Тема человека на войне была для России главной, лакмусовой бумажкой в проверке на человечность. Нравственной проблематикой, темой выбора на войне наполнена проза В. Быкова, В. Астафьева, Ч. Айтматова многих других. Таким откровением стал роман “Живые и мертвые” Симонова.

Писатель передает горечь, что за победу надо платить не “малой кровью”, а бесконечными жертвами. Константин Симонов очень правдиво показывает

ужас и трагедию войны. Это стало художественным открытием. И лишь когда в литературу приходит поколение “лейтенантов”, которые видели правду, не умели лгать на фронте и не лгали пером, тогда и появилось ощущение трагедии воюющего человека. Начинает проявлять себя тема выбора.

Герой начинает убивать, чтобы спастись и отстоять страну. К такой литературе относится и повесть А. Адамова “Каратели”. Каратели многонациональны, они расстреливают деревнями.

Все, что происходит, дано глазами пулеметчика Тупиги, одного из карателей. Здесь Адамов использует прием выбора – его герой, лейтенант Сережка Белый, улизнул из лагеря, видит стол, шагает к нему. Белый расстреливает заложников, не щадя детей. Тема выбора звучит во всех произведениях о войне. Вот и в повести Кондратьева “Сашка” главный герой с тоской и надрывом считает шаги, которые отмеряет за его спиной капитан.

А надо-то только убить немца. Для Кондратьева – это подвиг, главное – остаться человеком. Даже капитан понял что-то и приказал отвести немца в штаб. Подвиги – это нравственный перелом, это духовный подъем. Благодаря таким, как Сашка, была одержана победа.

Ибо они несли определенный нравственный заряд. В русской фантастике наиболее остро эти проблемы стоят в повестях и рассказах братьев Стругацких. В повести “Трудно быть богом” авторы рассматривают тему вмешательства в историю вообще – в чужой уклад.

Нравственную проблему “Что есть счастье? Какой ценой оно достается?” – должны решать герои “Пикник на обочине”. Человек в произведениях Стругацких всегда стоит перед выбором, перед ним всегда раскрывается множество разных путей, и только один из них – верный. Тема выбора – вообще наиболее острая тема для литературы двадцатого века, века, пережившего две мировых войны. Именно о выборе – повесть Стругацких “За миллиард лет до конца Света”, о которой я и хотела рассказать.

Персонажи сталкиваются с совершенно необъяснимым явлением: какая-то неведомая сила пытается заставить их прекратить работу над тем, что им интересно, над тем, чему они готовы посвятить всю свою жизнь. Методы воздействия самые разные – от страшной головной боли до неожиданно появляющихся женщин, а цель одна – заставить отказаться от любимого дела. Люди оказываются перед этой силой в полном одиночестве – у них нет ни друга, который мог бы защитить, ни даже врага, с которым можно было бы бороться.

Нравственный выбор максимально заострен, альтернатива ясна – либо капитуляция, либо полное опасностей неведомое будущее. Капитуляция неизбежно ведет за собой потерю уважения к самому себе, деградацию личности. И все герои – все до одного – это прекрасно понимают и знают о последствиях своих поступков, но у всех (кроме Вечеровского, конечно) понятие чести – понятие чисто риторическое. Глухов, один из сдавшихся, говорит: “В наше время стреляются, так как стыдятся перед обществом, друзьями, а в прошлом стрелялись из-за стыда перед самим собой.

А в наше время почему-то считается, что сам с собой человек всегда договорится”. Да, именно в этом их беда, в способности “договориться с собой”, “придумать разумное и убедительное оправдание для капитуляции”. Вайтгарден говорит: “Самое ценное, что есть в мире – это моя личность, моя семья, мои друзья, а остальное пусть катится к чертовой матери!”

Но, сдавшись, он теряет свою личность и уже не может, открыто посмотреть в глаза семье и друзьям. Малянов также оправдывает свою слабость заботой о семье, но они сам прекрасно понимает, что становится недостойным ее. Единственный не сдавшийся – Вечеровский – сохраняет свое достоинство. Он даже не позволяет себе осуждать других, но для него выбор ясен и однозначен, ибо живо в нем понятие чести.

Итак, мы видим, что в своем творчестве братья Стругацкие постоянно поднимают нравственные проблемы, в особенности – проблему выбора. Всегда существует единственный верный путь, который подсказывает человеку его совесть, но если свернуть с него, то всю жизнь перед собой будут тянуться “глухие кривые окольные тропы.”.



Проблема нравственного выбора человека (По одному из произведений современных писателей о войне)