“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)

“Поэзия – форма любви”… Эти слова принадлежат русскому писателю 20 века Михаилу Пришвину. Он, всю жизнь писавший прозу, очень тонко чувствовал поэзию, потому что умел видеть и ценить прекрасное во всем: в русской природе, в русской жизни, в русском языке. Поэзия, по сути, есть признание в любви: любимому человеку, своей семье, родине, жизни.

Творчество русских поэтов 20 века – лишнее тому подтверждение. Вся лирика Сергея Есенина – это признание в любви, прежде всего, своей родине, “голубой” крестьянской Руси. Давно стали хрестоматийными

слова поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине”. Есенин показывает Русь глазами простого человека.

Читая лирику этого поэта, мы понимаем, за что русский крестьянин любит свою родину, какую красоту он в ней видит, что для него самое ценное в отчизне. Лирический герой Есенина находит прекрасное в самых простых вещах: в саже над заслонкой, в квохчущих курыхах, в кудлатых щенках (стихотворение “В хате”). А неброский среднерусский пейзаж он не променяет ни на какие экзотические красоты: Край любимый!

Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Два первых поэтических сборника Есенина носят названия “Радуница” и “Голубень”. Важно, что слово “радуница” дословно означает “блестящая”, “просветленная”. Помимо религиозного обряда, так на Руси называли первые весенние дни. А “голубая”, “синяя” – постоянные эпитеты есенинской России: Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик. Водою зыбкой стынет синь во взорах… Важно, что синий цвет и его оттенки связаны у поэта с молодостью, полнотой светлых чувств, нежностью. В своей ранней лирике Есенин идеализирует Русь. Для него это миф, сказочный град Китеж, рай на земле.

Это не значит, что поэт не видел реальной убогости и серости жизни крестьянина: Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса… Только лес, да посолонка, Да заречная коса… Но “эта реальность” только усиливала любовь поэта к родной стороне, которая нуждалась в помощи и, несмотря ни на что, не теряла своей неповторимой прелести: “Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую”. После революции 1917 года стихотворения Есенина о Родине приобретают иную тональность.

Конечно, поэт все так же любит свою отчизну, но теперь к этому чувству примешиваются сожалению об ушедшем, прощание со старым, печальные размышления о былом: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Эти строки – образ прощания с вымирающей деревянной деревней, и с ее последним поэтом – еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало: “Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой последний час!” Лирический герой мысленно заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру и сам ее в одиночку “справляет”. И делает это он в том Храме, который всегда помогал и спасал его, – в храме Природы.

Через традиционный для есенинской поэзии образ дерева поэт выражает свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с “деревом”, а главное – от вымирания рожденного там искусства. Начиная с 1920-го года, мотивы покинутого дома осложняются у Есенина конфликтом “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Сам герой ощущает себя в “узком промежутке” между ними: “Язык сограждан стал мне как чужой.

В своей стране я словно иностранец”. Поэт пытается разобраться, что происходит с его родиной, в каком направлении движется его страна, что будет с его народом. Но, как мне кажется, окончательного ответа герой так и не получил, трагически уйдя из жизни в 1925 году.

Безусловно, лирическое творчество С. А. Есенина не исчерпывается лишь патриотической лирикой. Есть у этого поэта и произведения, посвященные любви к женщине, любви к матери, любви к жизни. Но, наверное, как ни у кого другого, все эти темы являются лишь составной частью любви поэта к родине. Без своей деревянной Руси Есенин не мыслил собственной жизни, а значит, неимоверно глубокое и теплое чувство к родине было основой его натуры, той силой, что поддерживала поэта, давала жизненные силы.

Именно поэтому мы смело можем сказать, что любовь к родине – это главная тема С. А. Есенина. И его поэзия стала формой выражения этого великого чувства поэта.



“Поэзия-форма любви” (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)