Описание по картине И. И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”

На прошлом уроке учительница по русскому языку принесла нам в класс очень интересный альбом с репродукциями выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Она предложила выбрать одну из наиболее по­нравившихся работ и написать сочинение по ней.

Самое сильное впечатление на меня произвела картина И. И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”. Хорошее зна­ние природы, умение видеть и слышать прекрасное в каж­дом мгновении жизни и мастерство живописца помогли Шишкину написать эту чудесную картину.

Рассматривая пейзаж, каждой своей

клеточкой ощу­щаешь свежесть и простор дубового леса. Могучие вы­сокие дубы тянут свои ветви вверх, к небу и солнцу. Им совсем не тесно: вокруг каждого дерева достаточно про­странства, чтобы хорошо себя чувствовали и пестрые лесные цветочки, и совсем еще молоденькие дубки-под­ростки.

Идет легкий летний дождь. От нагретой за день земли поднимается светлая дымка-туман, которая делает лес та­инственным и загадочным. Вдали деревья тают в белой воздушной пелене, как в молоке.

Поэтому возникает неук­ротимое желание узнать: что же там дальше, за поворо­том лесной дороги, которая, как бережливая хозяйка, со­бирает дождливые капли в широкие блестящие лужи, где отражаются и дубы, и небо, и идущие по дороге люди.

Людей мы видим со спины – вероятно, дождь застал их во время прогулки, и они повернули назад. Ближе к нам – мужчина и женщина. Они хорошо одеты, их укры­вает от дождика широкий черный зонт. Однако не похоже, что эти люди стремятся поскорее выбраться из леса, они спокойны, неторопливо выбирают сухие места на дороге, где можно пройти. Конечно, неприятно, что ноги и низ плаща промокли, но ведь вокруг такая красота!

Кажется, что притихший и посвежевший лес наблюдает за ними, радуясь их спокойствию. Совсем другое впечатление производит человек, идущий впереди. У него нет зонта, и он шагает, прямо по лужам, спрятав руки в карманы и вобрав голову в плечи.

Он суту­лится, ему неприятна сырость, он, наверное, совсем промок. Ну что ж, свежесть и прохлада нравятся не всем.

Несмотря на дождь, в лесу светло и празднично. Дубы кажутся струнами какого-то фантастического инструмен­та, на котором дождь-музыкант играет нежные мелодии.

Шишкин писал, что “картина с натуры должна быть без фантазии” и что “природу должно писать во всей ее простоте”. И он умел так подать эту “простоту”, что она становилась самодостаточной, целостной: на картине нет ни одной детали, а все отдельные части находятся в тес­ном взаимодействии.

Как живой, стоит перед нами лес на картине. Худож­ник перенес нас больше чем на полтора века назад, но замечаешь это не сразу. И мне очень хочется летом отыс­кать среди дубов похожую дорогу и пройтись по ней, встре­тить людей, попавших под дождь, и попросить их не убе­гать, не торопиться, а оглянуться вокруг и оценить велико­лепие русской природы во всех ее состояниях: радости, печали, гневе…



Описание по картине И. И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”