Новый этап истории немецкого театра XX века

Наиболее крупными драматургами несомненно были Бертольт Брехт и Фридрих Вольф. Их творчество – целый этап истории немецкого театра XX века. Ф. Вольф (1888-1953) на протяжении ряда лет полностью разделял художественные и этические взгляды экспрессионистов, а после того как перешел на позиции реализма, не отказался от экспрессионистской драматургической техники.

Первая драма Вольфа “Магомет” (1917), как и последовавшие за ней драмы “Это ты”, “Безусловный”, “Черное солнце”, “Тамар”, являются выражением эмоционального

возмущения против зла, которое видит писатель в окружающем мире. Форма этих драм, их этическая основа, пацифизм, провозглашение единения как основы нового мира – все это свидетельствует о том, что творчество Вольфа идет в эти годы в русле экспрессионизма. Но уже в начале 1922 года он приходит к убеждению, что “нельзя воплощать самих себя в экстатической форме”, что “закон драмы как формы требует высшей степени объективирования”.

Знакомство с марксизмом, с методом диалектического материализма, участие в революционных боях повлияли на дальнейшее развитие писателя. В 1924 году он создает драму о крестьянской войне в Германии “Бедный Конрад”, которая отличается от всех предыдущих драм не только /тем, что в основу ее легли известные исторические события, но и новой позицией писателя. Вольф уже не ждет улучшения мира благодаря только нравственному совершенствованию людей. Революционное действие, направленное на изменение мира, восстание угнетенных масс народа как сила, формирующая лучший мир,- вот новые идеи, которые увлекают Вольфа.

Сам Вольф назвал впоследствии “Бедного Конрада” своей “первой социалистической драмой”.

Ноябрьская революция в Германии и причины ее поражения еще долгие годы занимали внимание Вольфа. Он несколько раз обращался к переработке драмы “Бедный Конрад”. Однако исторический параллелизм лишь в ограниченной мере мог осветить события современности, а именно к этому стремился Ф. Вольф.

Об этом свидетельствуют его романы “Креатура” и “Сражение в Коленпотте”, а также драмы “Человек во тьме”, “Кортике”, “Колонна Хунд”. Такая особая приверженность к современности становится понятной, если учесть теоретические взгляды Ф. Вольфа, которые наиболее полно. выражены в знаменитой статье “Искусство – это оружие” (1928). Именно как оружие политической борьбы созданы пьесы Ф. Вольфа “Цианистый калий”, “Матросы из Каттаро”, “Тай Янг пробуждается”, “Ребята из Монса” и др.

Наивысшим творческим достижением Вольфа в этот период является драма “Матросы из Каттаро” (1930). В бухте Каттаро в конце января 1918 года вспыхнуло восстание матросов австро-венгерской эскадры. Под руководством боцмана Франца Раша они на 40 кораблях подняли красное революционное знамя и потребовали проведения мирных переговоров. Однако их постигает неудача.

Раша и других революционных матросов ждет смертная казнь. Но трагический и, казалось бы, безнадежный конец озаряют полные уверенности слова боцмана: “Друзья, в следующий раз надо действовать лучше… Это не конец, лейтенант, это только начало!”. Постановка “Матросов из Каттаро” в театре “Фольксбюне”, приуроченная к годовщине Ноябрьской революции, ознаменовалась сенсационным успехом.

Роль Франца Раша исполнял выдающийся актер Эрнст Буш. Ф. Вольфу впервые удалось добиться художественного синтеза социалистического взгляда на мир, партий-, ной страстности и реалистических принципов изображения.



Новый этап истории немецкого театра XX века