Нисходяще-восходящий тон

Нисходяще-восходящий тон часто употребляется в английской разговорной речи для выражения различного рода эмоций от сомнения до дружеского возражения. Падение – подъем происходят:

В пределах одного слова: No. Yes. в пределах двух смежных слогов: That’s right. в пределах двух слогов, разделенных одним или несколькими неударными слогами: Difficult. Necessary.

Диапазон нашего голоса можно схематически представить в виде двух параллельных горизонтальных линий. При произнесении нисходяще-восходящего тона голос сначала снижается в пределах слога

до самого низкого уровня диапазона (т. е. до самого низа горизонтальной линии), а затем постепенно повышается, не достигая, однако, слишком высокого уровня. Нисходяще-восходящий тон по своему мелодическому рисунку несколько напоминает интонацию вызова в русском языке, например: “А я не буду!”

Нисходяще-восходящий тон помимо утверждения определенного факта Содержит различного рода Подтекст, т. е. то, что подразумевается, в частности:

Коррекция, уточнение:

I believe his name is Philip. – David. – Я полагаю, его зовут Филипп. – Давид.

Мягкое, дружелюбное возражение:

I am afraid that’s not so. – Боюсь, что это не так.

Сомнение, предположение:

What colour is her dress? It may be grey. – Какого цвета ее платье? Возможно, оно серое.

Контраст, противопоставление:

I have a lot of Russian books, but no French books. – У меня много русских книг, но нет французских.

Произнесите фразу “Not very” с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить мягкое, дружелюбное возражение:

This radio set is good, isn’t it? – Not very.Это радиоприемник хороший, не так ли? – Не очень.
That question is difficult, isn’t it? – Not very.Этот вопрос трудный, не так ли? – Не очень.
That novel is new, isn’t it? – Not very.Этот роман новый, не так ли? – Не очень.
The bag is heavy, isn’t it? – Not very.Эта сумка тяжелая, не так ли? – Не очень.
The room is narrow, isn’t it? – Not very.Комната узкая, не так ли? – Не очень.
The lake is shallow, isn’t it? – Not very.Озеро мелководное, не так ли? – Не очень.

Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить уточнение:

– The photos are in the box, aren’t they? – In the album.– Фотографии в коробке, не так ли? – В альбоме.
– The children are at school, aren’t they? – In the yard.– Дети в школе, не так ли? – Во дворе.
– The books are in the bookcase, aren’t they? – On the bookshelf.– Книги в книжном шкафу, да? – На книжной полке.
– The pupils are at the lesson, aren’t they? – At the library.– Ученики на уроке, не так ли? – В библиотеке.
– Eva and David are married for ten years, aren’t they? – For fifteen.-Ева и Давид женаты 10 лет, не так ли? – 15.
– Sam is leaving today, isn’t he? – Tomorrow.– Сэм уезжает сегодня, не так ли? – Завтра.

Произнесите вторую часть предложения с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить противопоставление:

I want to go to the village, but not in winter.Я хочу поехать в деревню, но не зимой.
I want to go to the park, but not in the afternoon.Я хочу пойти в парк, но не днем.
I want to go to the library, but not today.Я хочу пойти в библиотеку, но не сегодня.
I’d like to play tennis, but not right now.Мне бы хотелось поиграть в теннис, но не сейчас.
I’d love to watch TV, but not in the day time.Я бы с удовольствием посмотрела телевизор, но не днем.
We’d like to visit this museum, but not on Sunday.Нам бы хотелось посетить этот музей, но не в воскресенье.

Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить предположение:

– Where is my hat? – It may be on the armchair.– Где моя шляпа? – Она, наверное, на кресле.
– Where is Sally’s bag? – It may be near the door.– Где сумка Салли? – Она, наверное, около двери.
– Where is our map? – It may be on the wall.– Где наша карта? – Она, наверное, на стене.
– Where is Lisa’s belt? – It may be in the wardrobe.– Где Лизин пояс? – Он, наверное, в шифоньере.
– Where are my pencils? – They may be in the pencil-box.– Где мои карандаши? – Они, наверное, в пенале.
– Where are the children’s toys? – They may be in the bedroom.– Где детские игрушки? – Они, наверное, в спальне.
– Where are the students? – They may be at the lecture.– Где студенты? – Они, наверное, на лекции.


Нисходяще-восходящий тон