Нелинейное письмо, как атрибут литературы постмодернизма

Сочинение на примере творчества Милорада Павича. “Первый писатель третьего тысячелетия”, “Шахерезада XXI ст.” – такими эпитетами характеризуют литературные критики творчество сербского писателя Милорада Павича (нар. 1929 г.). Произведения этого художника или не воплощают черты постмодернизма. Им присущие критическое отношение к рациональным основам бытия, понимание неоднозначности и противоречивости мироздания, деструкция единства, множественность как главная основа существования.

В своих произведениях М. Павлин отказывается

от линейного письма, при котором тексты по обыкновению неизменяемые: они предохранятся, будто музейные экспонаты, в них нельзя изменить ни одного слова, переставить местами главы. Отбрасывая “монопольное право автора на истину”, Павлин своими книгами приглашает читателя к сотворчеству, для чего широко использует игру с текстом и читателем. Произведения этого писателя, непривычные за структурой, можно читать как традиционным способом – из листа, так и на компьютере. Славу писателя первой величины, который открыл новую главу в истории литературы, М. Павичу – известному специалисту из классической филологии – принесло произведение “Хозарский словарь” (1983). Этот роман-словарь, посвященный истории воинствующего кочевого племени, состоит из трех книг: Красной книги (христианские источники о хозарском вопросе), Зеленой книги (исламские источники о хозарских вопросах), Желтой книги (еврейские источники о хозарском вопросе), – каждая из которых в свою очередь, как любой справочник, составляется со словарных статей.

В указаниях “Как пользоваться словарем” автор предлагает читателю пользоваться книгой на собственное усмотрение: то ли отыскивать нужное имя или слово, то ли читать подряд с начала до конца. Таким образом автор предлагает огромное количество возможных комбинаций статей, которую читатель избирает сам. В содержании романа “Пейзаж, нарисованный чаем”, который имеет подзаголовок “Роман для любителей кроссвордов” представлено указания автора “Как читать роман горизонтально”, “Как читать роман вертикально”. В этом произведении читатель, варьируя комбинации сегментов текста, имеет возможность устанавливать новые связи между ними, наполнять их новым содержанием, изменяя начало и конец романа, – влиять на судьбу персонажей.

Роман “Последняя любовь в Константинополе” с подзаголовком “Пособие из ворожение” составлено с 22 (0-21) глав, которые имеют названия карт Тара. Это произведение – своеобразная романтическая интерпретация карт Тара, где каждая карта стала отдельным рассказом. Тем не менее, с Тарой связанная не только название глав, а и их последовательность: от того, как лягут карты, комплект которых включено к книге, зависит движение сюжета и характер развязки.

Раскладывая карты, читатель принимает непосредственное участие в создании текста. Структуру еще одного романа – “Ящик для письменной принадлежности” – определяет его название. Отпирая один за одной ящика, где сохраняется сверток почтовых открыток, прядь волос, глиняная колыбель, судебный журнал, читатель попадается в пространство с многочисленными лабиринтами со временем, направленным от смерти до перерождения.

Воссоздавая путь, пройденный героем, читатель приходит к пониманию глубинного смысла романа. В послесловии к сборнику рассказов “Русский хорт” Павич говорит, что рассказ в нем находятся в такой, тесной взаимосвязи, которая “на поставленный вопрос в одном из них, можно получить ответ во втором, а прочитанные вместе они образовывают третью историю”. Давая подсказку, которая одно из рассказов называется “Варшавский рог”, а вопрос, поставленное в другом, звучит: – “И кто-то сейчас забирает у меня мои воспоминания и присваивает их себе?”, автор предлагает тем, кто пожелает, объединить эти два самостоятельных рассказа. “Эту двадцатую историю в сборнике из девятнадцати рассказов писатель дарит счастливому исследователю”, – говорит М. Павлин.

Тяжело отказаться от щедрого дара сотворчества, и потому количество почитателей этого необыкновенного художника все время неуклонно возрастает.



Нелинейное письмо, как атрибут литературы постмодернизма