Н. А. Некрасова “Тройка”

Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение Н. А. Некрасова “Тройка” (Восприятие, истолкование, оценка)”

Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу

В шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно выразить словами, сколь глубок и

Многогранен талант поэта. Думаю, лучше всего об этом написал Ю. И. Айхенвальд в своей книге “Силуэты русских

Писателей”. Он утверждал, что в

стихотворениях Некрасова неоспоримо слышны “отголоски русского голоса, эхо русской

Родины”, и есть у него живая самобытность, и “ярко светится в ней самое ядро души русской”. Истоки такого своеобразия

Некрасовской лирики следует искать в горячей, искренней любви поэта к народу. Наверное, в этом чувстве кроется ответ на

Вопрос: почему его стихи так близки и понятны русскому человеку. Порой мы даже не задумываемся, слушая “Коробушку”, на

Чьи стихи написана песня, воспринимая ее как народную. То же самое можно сказать и о произведении “Тройка”. Читая его,

Невольно переносишься в то время, когда было написано стихотворение (1846 год), зримо представляешь девушку, жадно глядящую на дорогу. Поразительно подробно

Выписан Некрасовым ее образ: черные, “как ночь” волосы, румяные щеки, лукавые глаза,

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Но ее судьба видится поэту драматичной: девушка увянет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное существование. Читаешь

Стихи:

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть, –

И жалеешь крестьянку, сочувствуешь ее горькой судьбе. А ведь еще в начале автор писал о ней:

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих черных, как ночь…

Некрасов, используя прием контраста, в своем стихотворении противопоставляет девичество и замужество. В этом заключена

Основа сюжета и композиции произведения. Здесь же просматривается и его тема: обобщенная картина крестьянской женской

“доли”. Беззаботное детство и юность героини сменяются тяжелыми буднями семейной жизни (невольно вспоминается судьба

Катерины из “Грозы” Островского).

Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (“смотрит бойко лукавый глазок”, “легкий

Пушок”, “загляделся красиво”, “игриво вьется”) на прозаизмы (неряха мужик, “перетянешь уродливо грудь”, “тупое

Терпенье”, гнуть в три погибели). Но несмотря на подобное столкновение романтической и натуралистической поэтики в

Стихотворении “Тройка”, народный образ, созданный в нем сохраняет свою цельность и единство. Перед читателем предстает

Восточная красавица с черными, “как ночь”, волосами, черными бровями, смуглым лицом. Может быть именно эта

Рельефность, насыщенность образа придает особую живость поэтическим строкам. А трехстопный анапест, которым написано

Стихотворение, позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение. Хотя романсом стала лишь первая часть:

Лирический эпизод встречи героини с “проезжим корнетом”. С тоскою глядит красивая девушка вслед промчавшейся тройке. И

Вновь перед нею дорога, вновь она одна…

Мотив пути в творчестве Некрасова является сквозным. Мне вспоминается другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ

Нее замерзающая женщина, для которой смерть – великое благословение (“Мороз, Красный нос”).

А дальнейшей судьбе героини “Тройки” автор ничего не говорит, не случайно стихотворение заканчивается многоточием. Но

Строчки:

Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши, –

Однозначно указывают на несчастную “долю” крестьянки. Чувством горечи проникнута последняя строфа стихотворения. Ведь

Девушка бессильна перед будущим, ей не нагнать “бешеной тройки”, потому что ” кони крепки, и сыты, и бойки”. Все

Произведение дышит сочувствием автора к тяжелой женской судьбе. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной им форме

Повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Местоимение “ты” подчеркивает близость

Автора и крестьянки. Читатель видит, что ее тревога понятна поэту, ведь он пытается утешить девушку, поддержать ее, дать

Совет. Думаю, именно в этом проникновенном сострадании заключен идейный смысл стихотворения. Вот почему оно не забыто, а

Бережно хранится в наших сердцах. Произведение стало русской

Песней, вошло в фольклор, что говорит о его глубокой народнности. В нем же поэтом был впервые применен принцип сочетания

Идеальных и бытовых характеристик, л!

Егший в основу его будущих образов женщин “земли русской”.



Н. А. Некрасова “Тройка”