Мир музыки и поэзии в русской литературе

Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древ­ние китайцы считали, что музыка – это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии заво­раживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств.

Эти звуки способны возвысить че­ловека, поднять его над суетой, освободить от повседнев­ных проблем и забот.

Музыка сопутствует нам в горе и радости, на работе и во время отдыха, в дальних походах и при дружеских встречах.

Сочетание музыки и поэтического слова – это особая область человеческой

культуры. Иногда мы слышим: “Му­зыка стиха. Мелодия стиха. Музыкальность стиха”. Подоб­ные выражения воспринимаются как метафора.

Но говоря о творчестве таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермон­тов, А. Фет, А. Блок, С. Есенин, можно утверждать, что в их стихах звучит музыка.

Поэзия А. Пушкина просто поражает нас своей музы­кальностью и мелодичностью. Многие его стихи звучат как музыкальный поток, заключенный в слова.

К строкам из стихотворения “Казак” музыка напраши­вается просто сама собой. Даже при чтении в них чувству­ется скрытая мелодия народной песни.

Или, к примеру, в следующих строках из стихотворе­ния “Певец”:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

Веселая легкая музыка звучит и в стихотворении А. Пуш­кина “Заздравный кубок”:

Кубок янтарный

Полон давно –

Пеной угарной

Блещет вино.

Света дороже

Сердцу оно;

Но за кого же

Выпью вино?

Конечно, нельзя не вспомнить чувственную лирику, ставшую классикой русского романса:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Или другое стихотворение, не менее музыкальное:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Много сказано и написано о мелодичности и музыкаль­ности стихов А. Фета. Свои стихи поэт как будто специаль­но строит по законам музыкального искусства. Может быть, именно поэтому один из критиков сравнил поэзию

А. Фета с “аккордом, в котором на звук мгновенно трону­той струны вдруг гармонически отзываются другие стру­ны”. О музыкальности фетовской поэзии писали Д. Ме­режковский и К. Бальмонт. П. И. Чайковский называл Фета “поэтом-музыкантом, способным создавать произведения на границе между поэзией и музыкой”. Стоит вчитаться в строки фетовских стихов, чтобы понять, насколько был прав великий русский композитор:

Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,

Пред скамьей ты чертила блестящий песок.

Я мечтам золотым отдавался вполне.

Ничего ты на все не ответила мне.

Жгучий луч, золотые мечты, блестящий песок. Мело­дия льется и звенит как в самом солнечном луче, так и в словах о нем. Стихотворение Фета дышит самой искрен­ней свежестью и обладает чарующей музыкальностью.

И неслучайно романсы на стихи А. Фета пела вся Россия.

Нельзя не услышать гармоничного очарования музыки в стихах А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой. Звучат мело­дии и в поэзии Б. Ахмадулиной. Даже названия книг по­этессы указывают на непосредственную связь ее стихов с музыкой: “Струна” (1962), “Уроки музыки” (1969), “Звук указующий” (1995).

Утонченная, виртуозная поэзия Б. Ах­мадулиной движима музыкой, таинством звука, волшеб­ством причудливого переплетения слов. И. Бродский ска­зал о ней: “Ахмадулина в высшей степени поэт формы, и звук – стенающий, непримиримый, волшебногипнотиче­ский звук – имеет решающее значение в ее работе”.

Тесное переплетение музыки и слов характерно для поэзии Б. Окуджавы. В ней изначально заложено песен­ное начало, а потому очень трудно сказать, что в ней главное – мелодия или слово. Неслучайно у Б. Окуджавы в названиях и текстах неоднократно повторяются слова “музыка”, “музыкант”, “мелодия”, “песенка”, “песня”.

А один из циклов книги “Арбат, мой Арбат” поэт так и назвал – “Музыка арбатского двора”. В сочетании мело­дии и слова Б. Окуджава находит музыкальную гармонию, которая является возвышенным источником веры, надеж­ды и любви:

Этот остров музыкальный,

То счастливый, то печальный,

Возвышается в тиши.

Этот остров неизбежный

Словно знак твоей надежды,

Словно флаг моей души.

Очарование стихов Б. Окуджавы – в простоте и есте­ственности слога. Слова сливаются с мелодией настолько, что невозможно даже вообразить себе их раздельное суще­ствование. И в каждой мелодии есть что-то свое, особен­ное и неповторимое.

Музыку называют безмолвным искусством. Но она же и поистине универсальный общечеловеческий язык. Этот язык позволяет выразить самые глубокие чувства.



Мир музыки и поэзии в русской литературе