Креонт и Антигона (по трагедии Софокла “Антигона”)

Трагедия “Антигона” (создана около 442 г.) – одно из самых известных произведений знаменитого древнегреческого трагика Софокла. Сюжет “Антигоны” относится к так называемому фиванскому циклу – рассказывает о последствиях войны против Фив. Новый правитель Фив царь Креонт не смог простить одного из своих племянников – Полиника, который пошел войной против родного полиса. Полиник погиб, сражаясь со своим родным братом – Этеоклом, мужественно защищавшим Фивы.

Креонт запретил родным Полиника предавать тело этого воина

земле. Для царя он был лишь предателем, посмевшим посягнуть на самое святое – на свою родину. Однако для сестры Полиника и Этеокла – Антигоны – это, прежде всего, ее братья, ее семья, ее род, законы которого она должна чтить. Поэтому героиня решается на неслыханную дерзость и смелость – пойти против воли Креонта и похоронить тело Полиника: Как, – хоронить запрету вопреки?

Да – ибо это брат и мой и твой. Не уличат меня в измене долгу. Антигона совершает это, хотя знает, что ей может грозить самая страшная кара.

И вот, когда тело Полиника было наконец покрыто тонким слоем земли, героиня попадется в руки могильного сторожа и предстает перед Креонтом: Нет, не в досаду мне такая участь. Но если б брата, что в одной утробе Со мной зачат был – если б я его, Умершего, без чести погребенья Оставила – вот этой бы печали Я никогда осилить не смогла. Она смело признается во всем царю, утверждает свою правоту и открыто противоречит Креонту. А царь видит в поступке Анигоны не только ее личное неповиновение, но и протест против него всего фивского народа.

Поэтому он приговаривает героиню к смерти в каменном склепе. Важно, что Антигона до конца остается верной себе. Она не боится смерти, потому что уверена, что выполнила свой главный долг и умрет с чистой совестью: Что ж, идем; я готова.

О боги отцов! Вы простите – прости ты, родная земля! О, смотрите, фиванцы!

Царевна идет – Остальная наследница древних владык. Вот судья мой – и вот преступленье мое: Благочестию честь воздала я! Совсем по-другому ощущает себя Креонт. Он находится в растерянности и смятении – потому что знает о недовольстве народа и слышит пророчества старца Тиресия. Тиресий предупреждает Креонта – он ставит под угрозу свое правление несправедливым поступком с Антигоной и Полиником.

Боги прогневались на царя, и его ожидают страшные бедствия. Напуганный и сломленный, Креонт решает освободить Антигону. Однако поздно – героиня покончила жизнь самоубийством.

И эта смерть стала началом жестокой кары Креонта. Перед трупом Антигоны себя убивает сын царя Гемон, а затем и жена Креонта – Эвредика – кончает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына. Таким образом, в этой трагедии противоборство Креонта и Антигоны заканчивается победой Антигоны. На чаши весов Софокл ставит закон государя и закон рода, который заложен высшими силами, богами. Антигона, которая выражает волю богов, становится победительницей.

Это настоящая героиня с сильным, решительным, смелым характером, способная противостоять даже царю. Креонт же предстает в этом произведении как человек, поставивший себя наравне с богами, позволивший себе нарушить высший закон. За это Креонт заплатил самую дорогую цену.



Креонт и Антигона (по трагедии Софокла “Антигона”)