Краткое содержание Ученики в Саисе Новалис

Ученики в Саисе
Ученик

Повествование ведется от лица Ученика. Он рассказывает, что Учитель, упражняя свои чувства, обрел необычайную способность одновременно слышать, видеть, осязать и мыслить; он играл силами и явлениями, “звезды были ему люди, люди – звездами”. Понять его Ученик не умел.

Природа

В давние времена люди были едины с природой и не могли выделить себя из нее. Потому история мира излагается людьми как история человечества, везде в природе видятся человеческие отношения. Ученые и поэты пытались познать

природу, но если поэт делает это мягко, органично, путем созерцания, то естествоиспытатель пытается разъять природу, словно тело, хирургическим инструментом, чтобы изучить ее внутренность.

Природа – зеркало нас. Видящий в ней мельницу смерти, везде видит врагов. Борющиеся с ней пытаются уподобить ее своей, жадной, практичной. Бог видит ее божественной. Кто хочет постичь природу, должен развивать свое нравственное чувство, научиться наблюдать и видеть.

И он станет истинным мастером природы.

К Ученику подошел друг детства. Смеясь, он говорил, что это ложный путь. “Одинокого бежит радость и желание, а без него, чем тебе поможет природа?” С любовью человек находит новый мир. Друг рассказывает ему сказку-притчу о прекрасном юноше Гиацинте, которого полюбила девушка Розоцвет. Однажды Гиацинт встретил странника, и тот поведал ему о чужих неведомых странах и людях, и Гиацинт стал задумчив и печален.

Он решил уйти в чужие края, много путешествовал, скитался, и, когда добрался до священного капища богини Изиды, где ему должна была открыться истина, и предстал пред небесной девой, приподняв ее одеяло он увидел лицо Розоцветик и понял, что главной истиной была любовь.

Ученики уходят в храм. Вокруг разговоры, смех. Некоторые жаловались на потерянную древнюю величественную жизнь на лоне природы, иные играли, другие в спокойствии стояли и наблюдали. В залу вошли несколько странников.

Они заговорили, что человек должен держать внешний и внутренний мир в состоянии гармонии, не зная законов своего тела, человек не может знать устроения окружающего мира. Лишь величайшие люди способны на такое, остальные же низвели окружающую природу до уровня машины.

Один из учеников ответил, что только поэты могут чувствовать, что есть людям природа. Величайшее богатство – фантазия: имеющий ее способен оживлять, создавать, делать все прекрасным. И творчеству покоряются леса и камни, вся природа.

Путники, подумав, сказали, что первичная функция человека – творческое созерцание, это исконное состояние человечества. Необходимо быть одним целым с природой, чтобы понять ее. Есть те, кто творит, и есть те, кто наблюдает за величием мира.

Любовь – слияние, растворение в природе. Мало людей постигло тайну бытия, но лучше этого быть ничего не может, Золотой век был временем растворения в природе и любви.

Путники поведали, что они хотят отыскать следы погибшего пранарода, людей Золотого века, чьи выродившиеся остатки представляют собой современное человечество. За этим они и направились в Саис и попросили провести день в храме.

Учитель сказал, что человек может стать причастным к тайнам природы, только если воспитает в себе внутреннее чувства единства с ней.

На этом повесть обрывается.

Новалис дает несколько добавлений к повести. В четвертом добавлении говорится об Иисусе, о “тоске по Деве”. Шестое добавление соединяет христианство с древними верованиями.

Истина множится, переходя из области любви в область мистики. Изида и ее покрывало приобретают роль символа, сущность которого все более и более усложняется и выходит за рамки сюжета. Символичность романтизма является одной из характерных черт, сама повесть приобретает метафорическое значение.

Вариант 2
Ученик

Ученик рассказывает об Учителе, который обрел необычную способность одновременно слышать, видеть, чувствовать и думать. Он играл явлениями и силами. Ученик не мог его понять.

Природа

В давние времена люди были едины с природой. Они считали природу своим зеркалом. Желающие постичь природу, должны развивать свое нравственное чувство и научиться наблюдать.

Познать природу пытались поэты и ученые.

Ученик встретил своего друга детства. Тот рассказал ему сказку-притчу о юноше Гиацинте, которого полюбила девушка Розоцвет. Главной истиной этой притчи была любовь. Вместе друзья уходят в храм, и слышат вокруг разговоры и смех окружающих.

В зал вошли странники, которые говорили о гармонии внешнего и внутреннего мира человека. Если человек не знает законов своего тела, то он не сможет узнать строение окружающего мира. Только величайшие люди способны на это, а остальные низвели природу, окружающую их до уровня машины.

Один из учеников отметил, что только поэты могут чувствовать природу. Величайшим богатством природы можно считать фантазию. Человек, имеющий фантазию, способен оживлять, создавать и делать окружающие предметы прекрасными. Творчеству покоряется вся природа.

Чтобы понять природу, нужно быть с ней единым целым. Есть люди, которые творят, и есть те, которые наблюдают за величием мира. Любовь – это слияние с природой и растворение в ней.

Тайну бытия постигли лишь немногие, но это лучшее, что может быть. Золотой век считался временем растворения человека в природе и в любви.

Путники сообщили, что их цель – поиск следов погибшего пранарода, принадлежащего к эпохе Золотого века. Для этого они и направились в Саис, попросив провести день в храме. На этом повесть оборвалась.

Автор дает несколько добавлений к данной повести. В них говорится об Иисусе и о соединении христианства с древними верованиями. Приумножаясь, истина переходит от любви к мистике.

Одной из характерных черт повести становится символичность романизма.



Краткое содержание Ученики в Саисе Новалис