Краткое содержание Прощание с Матерой Распутин

Прощание с Матерой

Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках

на приступ с обоих берегов”. Есть в Матере своя церквушка на высоком берегу, но ее давно приспособили под склад, есть мельница и “аэропорт” на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матера, будут затоплены. “Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придется переезжать”. Немногочисленное население Матеры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о “конце света”.

Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с легкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь. Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. “Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А еще: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырех топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки…

А еще: капканы, петли, плетеные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент. Что перебирать все это? Что сердце казнить?” Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Легкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом – замены этому нет.

А похоронить в памяти – это не то, что похоронить в земле. Те, кто меньше других торопился покинуть Матеру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. “Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались”. В данной ситуации “люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один – легче потом освободиться от стыда.

В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда еще можно было, спасти избу – не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами”. Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай.

Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший (“христовенький”) дом сам хозяин и поджег. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает ее, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать. Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью ее подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил.

А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землей деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на ее месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она.

Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодежи, она не просто бранит ее за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: “Вы еще пожалеете”. Именно Дарья чаще других обращается к Богу: “Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой”. Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя “бестолковой”.

Она верит, что, когда умрет, все родственники соберутся, чтоб судить ее. “Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами”.

Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. “Понимаю, – говорит Павел, – что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать. Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с поселком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов?

Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живется, и плыть, как плывется, да ведь я на том замешен: знать, что почем и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек”.

Вариант 2

На берегу реки Ангары раскинулась деревня Матера, ей уже более 300 лет. Немало повидало это место: и козацкие бои, и колчаковские сражения, а арестантские и рыболовецкие флотилии. В деревне есть своя церковь, мельница, кладбище и своеобразный “аэропорт”, откуда жители раз в неделю летают в город за продуктами.

Однажды деревню всколыхнула страшная новость: ниже по реке строят мощную электростанцию и близлежащие деревни совсем скоро будут затоплены. Для большинства жителей Матеры это конец света, они вынуждены будут покинуть родной дом и переехать в город. Конечно, там комфорт, горячая и холодная вода в доме, магазины под боком. Но большинство, особенно старики, сокрушаются, потому что придется покинуть родные стены.

Жители начинают перебирать свои пожитки, большинству из которых в городе просто не найдется применения. Ну зачем в городе вилы или топор, кому там понадобятся кадки, лохани и кринки. Все, что наживалось долгими годами, люди вынуждены будут оставить здесь.

Горько и больно им от этого, а сделать ничего не могут – прогресс. Из деревни начали уезжать первые жители, вспыхнули первые дома. Старухи недоумевали: неужели хозяева нарочно поджигали свои дома, то, что наживали десятками лет?

Но сошлись во мнении, что скорее всего имела место обычная неосторожность.

Дарья перед отъездом белит свой дом, переживает, что не успела все подмазать. Ее соседка, Наталья, переживает о сбежавшем коте и не знает, кому поручить за ним присмотреть. Никто до конца не осознает, что деревня будет стерта с лица земли, словно и не было ее никогда, как будто не выросли здесь целые поколения людей.

Особенно активно сопротивляется переезду старуха Дарья. Она узнала, что перед самым затоплением санитарная бригада сравняет местное кладбище с землей. Она организует всех недовольных, берет в руки лопату и пытается отстоять родные места.

Она недовольна поведением своего сына Павла и невестки, которые смирились с переездом и спокойно собирают вещи. Старуха уверяет молодых, что они очень горько пожалеют, что не отстояли родную землю. Очень часто старуха взывает к Богу, просит у него помощи и указания, как ей поступить.

Ее страшит разрушение кладбища, Дарья уверена, что в смертный час все родственники соберутся вокруг нее и будут судить за слабость, за то, что не сумела отстоять их покой.

Сам же Павел прекрасно понимает чувства своей матери, но и то, что строительство электростанции – это дело необходимое, ему тоже очевидно. Он терзается этими противоречивыми мыслями и собирается в город.



Краткое содержание Прощание с Матерой Распутин