Краткое содержание Последние деяния Рамы Бхавабхути

Последние деяния Рамы

Пьеса в стихах и прозе, основанная на содержании последней книги “Рамаяны”

Освободив Ситу из заточения на Ланке и убив ее похитителя царя демонов Равану, Рама вместе с женой возвращается в Айодхью, где теперь безмятежно и счастливо протекают дни их жизни. В один из таких дней Сита и Рама осматривают картинную галерею, на многих полотнах которой запечатлена их былая судьба. Печальные события прошлого чередуются на картинах с радостными, слезы на глазах супругов сменяются улыбкой, пока утомленная вновь пережитыми

волнениями Сита не засыпает на руках растроганного Рамы. И как раз в этот момент появляется царский слуга Дурмукха, который сообщает о недовольстве среди народа, порицающего Раму за то, что он принял обратно жену, запятнавшую свою честь пребыванием в доме царя демонов.

Долг любящего супруга, уверенного в чистоте и верности Ситы, требует от Рамы презреть ложные подозрения, но долг государя, идеалом которого является Рама, повелевает ему изгнать Ситу, возбудившую ропот подданых. И Рама – как это ему ни горько – вынужден приказать своему брату Лакшмане увезти Ситу в лес.

Проходит двенадцать лет. Из рассказа лесной нимфы Васанти мы узнаем, что Сита ушла в изгнание беременной и вскоре родила двух близнецов Кушу и Лаву, которых воспитал в своей обители мудрец Вальмики; что ее взяли под свое покровительство богини Земли и реки Ганги, а речные и лесные нимфы стали ее подругами; и что при всем том ее постоянно терзают и обида на Раму, и тоска по нему. Между тем в лес Дандаку, где живет Сита, дабы покарать некоего вероотступника, который мог бы для других послужить дурным примером, приходит Рама.

Окрестности Дандаки знакомы ему по давнему изгнанию в лес вместе с Ситой и пробуждают у него мучительные воспоминания. Такими же, как прежде, кажутся Раме дальние горы, с которых, как и тогда, доносятся крики попугаев; все те же поросшие кустарником холмы, где скачут резвые лани; так же ласково что-то шепчут шуршанием тростника берега реки. Но раньше рядом с ним была Сита, и царь с грустью замечает, что потускнела не только его жизнь – бег времени иссушил уже русло реки, поредели пышные кроны деревьев, пугливыми и настороженными выглядят птицы и звери. Рама изливает свою скорбь в горьких сетованиях, которые слышит, склонившись над Рамой, невидимая для него Сита.

Она убеждается в том, что Рама, так же как и она, тяжко страдает, лишь прикосновением своей руки дважды спасает его от глубокого обморока, и постепенно негодование сменяется у нее жалостью, обида – любовью. Еще до предстоящего примирения с Рамой она признается себе, что “жало постыдного изгнания” вырвано из ее сердца.

Спустя некоторое время живущие в лесу отшельниками отец Ситы Джанака и мать Рамы Каушалья встречают мальчика, который удивительно похож на Ситу. Этот мальчик действительно один из сыновей Ситы и Рамы – Лава. Вслед за Лавой появляется сын Лакшманы Чандракету, сопровождающий священного коня, который по обычаю царского жертвоприношения – ашвамедхи должен в течение года бродить, где ему вздумается, обозначая границы царских владений.

Лава дерзко пытается преградить путь коню, и Чандракету, хотя и испытывает безотчетную родственную симпатию к незнакомцу, вступает с ним в поединок. Поединок прерывает оказавшийся неподалеку Рама. В волнении вглядывается Рама в черты Лавы, напоминающие ему Ситу и его самого в юности.

Он расспрашивает его, кто он, откуда пришел и кто его мать, и Лава отводит Раму в обитель Вальмики, чтобы тот ответил на все его расспросы.

Вальмики предлагает Раме, а также Лакшмане, родичам Рамы и его подданным посмотреть сочиненную им пьесу о жизни Рамы. Роли в ней играют боги и полубоги, и по ходу пьесы, в которой прошлое все время переплетается с настоящим, непреложно утверждаются невиновность и чистота Ситы, верность Рамы царскому и супружескому долгу, глубина и нерушимость их взаимной любви. Убежденный божественным представлением народ восторженно славит Ситу, и наконец-то происходит ее полное и окончательное примирение с Рамой.

Вариант 2

Царь Рама со своей освобожденной женой Ситой, победителем над царем демонов Равану, возвращается в родной город Айодхью. В один прекрасный солнечный день пара посещает картинную галерею, где расположены полотна с изображением их былой судьбы. К ним возвращаются как радостные, так и грустные воспоминания.

Уставшая от грусти Сита засыпает на руках любимого.

В это время появляется слуга царя – Дурмукха и говорит о бунтующем народе по поводу возвращения жены Рамы, которая якобы потеряла свою чистую репутацию в доме царя демонов. Измученному от горя Раме приходиться просить своего брата Лакшмане отправить Ситу в лес.

Согласно рассказа нимфы Васанти выясняется, что спустя двенадцать лет, Сита, ушедшая в лес беременной, родила двух близнецов Кушу и Лаву. Ее приютил мудрец Вальмики. В трудное время ей помогали богини Земли, реки Ганги и нимфы-подруги.

Ситу одновременно переполняли чувства злости и обиды, тоски и любви к мужу Раме.

И вот, спустя годы, обстоятельства заставляют Раму вернуться в лес. Здесь воспоминания о милой всплывают с новой силой. И горы, и холмы, и реки, и деревья – все становится знакомым и родным, но вместе с тем потускневшим и серым, также как и его жизнь без славной Ситы.

Здесь он провел столько счастливых дней вместе с любимой. Вкратце Сита видит страдания мужа, и ее сердце наполняется прощением и нежностью к царю.

Однажды отец Ситы Джанака и мать Рамы Каушалья, живущие в лесу отшельниками, встречают похожего на Ситу мальчика. Им оказывается ее ребенок – Лава. После происходит появление сына Лакшманы, Чандракета в сопровождении священного коня.

По древнему обычаю жертвоприношения конь должен целый год бродить по лесу, тем самым очертить владения царства.

Возмущенный и дерзкий Лава встает на его пути и происходит схватка. Но рядом оказывается Рама, который завершает этот поединок. Он узнает в мальчике любимые взгляду черты Ситы. Между ними завязывается разговор, после чего Лава отводит отца к мудрецу Вальмики, для ответа на все интересующие вопросы.

Мудрец показывает Раме и его родичам пьесу, которую сам сочинил. Пьеса повествует о жизни царя Рамы и его горькой любви. Исполнили пьесу боги и полубоги.

Просматривая представление, Рама начал узнавать свою прошлую историю, которая тесно переплеталась с настоящими событиями. Стало понятным, что Сита ни в чем не виновная жертва, что она всегда была верна своему мужу. Народ же царя убеждается в правоте играющих богов и славит Ситу.

В конце концов, происходит картина примирения и воссоединения возлюбленных.



Краткое содержание Последние деяния Рамы Бхавабхути