Краткое содержание Крысолов Цветаева

Крысолов

“Крысолов” – первая поэма Цветаевой, написанная в эмиграции, в Праге. Это пророчество о судьбах русской революции, романтический период которой закончился и начался мертвенный, бюрократический, диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности народного торжества, народной власти.

Это же издевка над разговорами о революционности масс, в основе бунта которых всегда лежат самые низменные мотивы – социальная зависть и жажда обогащения.

Поэма Цветаевой чрезвычайно многопланова. “Крысолов” потому и

стал одним из вечных, бродячих сюжетов мировой литературы, что трактовка каждого персонажа может меняться на прямо противоположную. Крысолов – и спаситель, и убийца, жестоко мстящий городу за обман. Горожане – и жертвы, и подлые обманщики, и снова жертвы.

Музыка не только губит крыс, но и дарит им в гибели последнюю возможность обрести достоинство, возвышает их, сманивает чем-то прекрасным и уж во всяком случае несъедобным.

Легенда о крысолове впервые появилась в литературной обработке в “Хронике времен Карла IX” Мериме. До этого она существовала в нескольких фольклорных вариантах. Фабула ее проста: в немецком городе Гаммельне нашествие крыс грозит истребить все запасы еды, а потом и самих горожан. В Гаммельн приходит загадочный крысолов, который обещает увести всех крыс за огромное вознаграждение.

Ему обещают эти деньги, и он игрой на дудке сманивает крыс в реку Везер, где крысы и тонут благополучно. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги, и крысолов в отместку той же игрой на флейте завораживает всех до одного гаммельнских детей – уводит их из города в гору, которая перед ним расступается. В отдельных вариантах легенды люди, выходящие из горы, встречаются много после в окрестностях Гаммельна, они провели в горе десять лет и обладают тайными знаниями, но это уже варианты неканонические и к легенде прямого отношения не имеющие.

Цветаева сохраняет эту фабулу, но придает персонажам особое значение, так что конфликт выглядит совсем не так, как в фольклорной первооснове. Крысолов у Цветаевой – символ музыки вообще, музыки торжествующей и ни от чего не зависящей. Музыка амбивалентна.

Она прекрасна, независимо от того, каковы убеждения художника и какова его личность. Потому, мстя горожанам, крысолов обижается не на то, что ему недоплатили, не от жадности уводит детей, а потому, что в его лице оскорблена музыка как таковая.

Музыка равно убедительна для крыс, бюргеров, детей – для всех, кто не желает ее понимать, но волей-неволей вынужден подчиняться ее небесной гармонии. Художник с легкостью уводит за собой кого угодно, каждому посулив то, что ему желательно. А крысам желательна романтика.

Победивший пролетариат у Цветаевой довольно откровенно, с массой точных деталей изображен в виде отряда крыс, который захватил город и теперь не знает, что делать. Крысам скучно. “Господа, секрет: отвратителен красный цвет”. Им надоедает собственная революционность, они зажирели и обрюзгли. “У меня заплывает глаз”, “У меня оплывает слог”, “У меня отвисает зад…” Они вспоминают себя отважными, зубастыми и мускулистыми, ненасытно-голодными борцами – и ностальгируют о том, что “в той стране, где шаги широки, назывались мы…”.

Слово “большевики” встает в строку само собой, ибо “большак”, большая дорога, символ странствий, – ключевое слово в главе.

Их-то и сманивает флейта: Индией, новым обещанием борьбы и завоеваний, странствием туда, где они стряхнут жир и вспомнят молодость (пророчица Цветаева не могла знать, что в головах некоторых кавалерийских вождей вызревал план освобождения Индии, чтобы не пропадал попусту боевой пыл красноармейцев после победы в гражданской войне). За этой романтической нотой, за обещанием странствий, борьбы и второй молодости крысы уходят в реку.

Но детей крысолов сманивает совсем другим, ибо он знает, чьи это дети. Это дети сонного, благонравного, обывательского, сплетничающего, жадного, убийственного Гаммельна, в котором ненавидят все непохожее, все живое, все новое. Таким видится Цветаевой мир современной Европы, но и – шире – любое человеческое сообщество, благополучное, долго не знавшее обновления и потрясения.

Этот мир не в силах противостоять нашествию крыс и обречен… если только не вмешается музыка.

Дети этого мира могут пойти только за сугубо материальными, простыми, убогими посулами. И крысолов у Цветаевой сулит им “для девочек – перлы, для мальчиков – ловля их, с грецкий орех… И – тайна – для всех”.

Но и тайна эта простая, детская, глупая: дешевая сказка с сусальным концом, с благоденствием в финале. Мечты благовоспитанных мальчиков и девочек: не ходить в школу, не слушаться будильника! Всем – солдатики, всем – сласти! Почему дети идут за флейтой? “Потому что ВСЕ идут”.

И эта детская стадность, тоже по-своему крысиная, демонстрирует всю внутреннюю фальшь “детского” или “молодежного бунта”.

А музыка – жестокая, торжествующая и всесильная – уходит себе дальше, губя и спасая.

Вариант 2

Во время эмиграции Цветаевой в рагу, автор пишет свою первую поэму – “Крысолов”, где рассказывает о пророчестве, которое предрекалось на русскую революцию, что она превратится с романтической в диктаторскую. Это было приговором для народа, жирная точка на его торжестве и власти. Революцией толкало лишь одно – жажда к обогащению и зависть, что было издевательством для истинных революционеров. Эта поэма очень многопланова, из-за этого “Крысолов” и стал вечным, одним из немногих, сюжетом литературы, где трактовка персонажей может меняться на противоположность.

По поэме герой Крысолов – это убийца, но в какой-то мере и спаситель, который жестоко мстит городу за обман. Для него жители города – это жертвы, которыми были подлые обманщики. Музыка для крыс не только губительна, но и дает им шанс обрести достоинство перед гордой смертью.

О крысолове легенда появилась еще в обработке Мериме, а до этого она была в паре фольклорных вариантах. Суть этой легенды очень проста: в не ком городе Гаммельне, что в Германии, появилось очень много крыс. Они с большой скоростью истребляли пищевые запасы горожан. Люди были в панике, не знали, что им делать, но тут на помощь пришел некий человек, назвавшимся крысоловом, и за хорошее вознаграждение он, играя на своей дудке, вывел всех крыс города и утопил их в реке.

После того, как утонула последняя крыса, он вернулся за наградой. Но ему не заплатили ни копейки, и, желая отомстить, он завораживает своей игрой всех детей города и уводит их за собой в горы. В некоторых вариантах легенд дети, которых похитили, спустя десять лет, встречались в окрестностях города.

Они были обучены тайным умениям и обладали знаниями.

В своей поэме автор пытается сохранить эту фабулу, но предавая своим героям особое внимание и значение, сам конфликт отличается он первоначального – фольклорного. У нее герой крысолов – не убийца, а создатель музыки. Его творения прекрасны, музыка его амбивалентна. Во время мести жителям, сам крысолов затаил обиду не на обман, а за невнимательность людей к его музыке.

Кто не желает понимать музыка, она стает для них убедительной: для детей, крыс, бюргеров, которые подчиняются ее гармонии.

Пролетариат, который одержал победу, Цветаева изображает в виде крыс, у которых под властью целый город, но они не знаю, что с ним делать. Им уже надоела своя революция, на которой они обогатились и растолстели. Им скучно. Но тут появляется что-то новое – флейта, которая ведет их в новые, возможно злачные места, где снова можно заняться разрухой и обогащением. Вот за таким обещаниями странствий, крысы и уходят в реку.

Но, когда крысолов повел за собой детей, он их поманил совсем другим, зная, чьи это дети. А были это дети Гаммельна, такого благонравного, сонного, жадного. В таком виде Цветаева видит Европу в нынешнее время, а также любые группы людей, которые долго не ощущали потрясений.

Такой мир будет обречен, если не поймут, что есть выход – музыка.



Краткое содержание Крысолов Цветаева