Краткое содержание Гофолия Расин

Гофолия

Действие происходит в царстве Иудейском, в храме Иерусалимском. Иорам, седьмой царь иудейский из династии Давида, вступил в брак с Гофолией, дочерью Ахава и Иезавели, правивших царством Израильским. Гофолия, как и ее родители, идолопоклонница, склонившая своего мужа построить в Иерусалиме храм Ваалу.

Иорам скоро умер от страшной болезни. Замыслив истребить весь род Давида, Гофолия предала палачам всех внуков Иорама (дети его к тому времени уже погибли). Однако дочь Иорама от другой жены, Иосавеф, спасла последнего внука и единственного наследника царства Давидова Иоаса и спрятала в храме у своего мужа первосвященника Иодая. Мальчик не знает, что он и есть царь иудейский, а Иодай (или Иегуда) готовит его к вступлению на царство, воспитывая в строгости и уважении к законам. Иодай ждет момента, чтобы явить народу нового царя, хотя союзников у него мало, ибо все боятся гнева Гофолии, требующей всеобщего поклонения Ваалу.

Однако Иодай надеется на милость Божью, он верит, что в любом случае Господь защитит царя Иудейского, даже если вокруг будут толпы идолопоклонников

с оружием в руках. Первосвященник верит в чудо и пытается убедить в своей вере всех остальных – военачальника Авенира, левитов, народ, которые пока еще не знают, что в храме скрывается наследник Давидова престола, под именем Элиакима.

Однажды во время службы в храм неожиданно вошла Гофолия и увидела Элиакима, который в белых одеждах прислуживал Иодаю вместе с сыном Иодая Захарией. Появление идолопоклонницы считается осквернением, и Иодай потребовал, чтобы она покинула храм. Однако Гофолия заметила мальчика и теперь хочет знать, кто он такой, ибо она видела сон, в котором ее мать предсказывала ей смерть, а потом явился отрок в белых одеждах левитов с кинжалом, и в Элиакиме она вдруг узнает того отрока.

Священник-вероотступник Матфан, ставший жрецом Ваала, говорит, что мальчика надо убить, раз он опасен, ибо сон – это небесный знак, “кто заподозрен, тот виновен до суда”.

Гофолия хочет поближе посмотреть на мальчика, так как ребенок не может лицемерить и скажет ей, кто он, какого рода. Когда приводят Иоаса, то он отвечает, что он сирота и о нем печется Царь небесный, что родители бросили его. Правдивость и обаяние ребенка тронули Гофолию.

Она предлагает ему жить в ее дворце и верить в своего Бога, а не в Ваала. У нее нет наследников, мальчик будет ей, как сын родной.

Позже Гофолия посылает к Иосавеф Матфана, чтобы сказать, что за право молиться своему Богу в храме Иодай и левиты должны отдать ей подкидыша Элиакима. Если же они откажутся, то тем самым подтвердят подозрения и слухи о том, что ребенок из родовитой семьи и его растят для скрытой цели. Иосавеф передает слова Матфана Иодаю и предлагает бежать с ребенком в пустыню. Однако первосвященник обвиняет ее в трусости и решает, что пора действовать и нельзя больше скрывать Элиакима – он должен явиться в царственном уборе и венце.

Хор дев поет славу Господу. Этот хор и левиты – единственная зашита наследника трона Давида, больше никого в храме нет, но Иодай верит, что Господь даст такую силу этому воинству, что никто не сломит их.

В храме готовится церемония возведения на царство, Иосавеф примеряет на Иоаса (Элиакима) царский венец. Тот не понимает пока, в чем дело, и считает, что он будет лишь помогать совершать обряд Иодаю, которого чтит, как отца. Иодай спрашивает, готов ли мальчик следовать в жизни примеру Давида, и тот отвечает, что готов.

Тогда Иодай становится перед ним на колени и провозглашает, что воздает честь своему новому царю. Другие священники тоже приносят ему клятву на верность.

Появляется левит и сообщает, что храм окружен войсками. Иодай расставляет людей для зашиты храма и обращается к хору дев, чтобы они воззвали к Творцу.

Захария, сын Иодая, рассказывает своей сестре Суламите, как расставлены отряды левитов для обороны храма. Священники молили его отца спрятать хотя бы ковчег завета, но он ответил им, что эта трусость им не к лицу, ибо ковчег всегда помогал повергать врага.

Появляется военачальник Авенир, которого Гофолия отпустила из темницы сказать, что священники будут пощажены, если отдадут ей Элиакима и тот клад, который когда-то был дан Давидом на сохранение в храм. Авенир советует отдать Гофолии все ценности и таким образом спасти храм. Сам же он готов пойти на казнь вместо Элиакима, если это принесет мир и покой. Судьба же мальчика в руках Господа, и никто не знает, как поведет себя царица – не вселил ли уже Бог жалость в ее сердце? Авенир просит Иодая попробовать “удар уступками оттянуть”, а он сам тем временем примет меры для спасения храма и священников.

Иодай открывает Авениру тайну Элиакима, Он готов отдать царице сокровища и сказать ей, какого рода мальчик, когда она войдет в храм без своих солдат – сделать это ее должен уговорить Авенир. Иодай дает указание левиту закрыть ворота храма, как только царица окажется внутри, чтобы отрезать ей дорогу назад, а все остальные священники созовут народ на выручку. Вооруженные же левиты и царь будут пока спрятаны за завесами.

Появляется Гофолия и, называя Иодая бунтовщиком, говорит, что могла бы уничтожить его и храм, но по уговору готова забрать лишь клад и мальчика. Иодай готов показать ей их. Завесы раздвигаются, и Иодай призывает царя иудейского появиться. Выходят Иоас и вооруженные левиты.

Гофолия в ужасе, а Иодай говорит ей, что сам Господь отрезал ей пути к отступлению. Входит начальник над священниками Исмаил и сообщает, что наемные солдаты Гофолии бегут – Господь вселил в их сердца страх, народ ликует, узнав, что явился новый царь занять трон. Ваал повергнут в прах, и жрец Матфан убит.

Гофолия узнает Иоаса по шраму от удара ее ножа, когда он был еще младенцем. Гофолия готова к смерти, но напоследок она предсказывает, что настанет час, когда Иоас, как и она, отвернется от своего Бога и, осквернив его алтарь, отомстит за нее. Иоас в ужасе и говорит, что лучше ему умереть, чем стать вероотступником.

Иодай напоминает царю иудейскому, что в небесах есть Бог – судья земным царям и “сиротам родитель”.

Вариант 2

“Гофолия” Ж. Расина считается одной из лучших трагедий. Ее сюжет взят из IV Книги Царств Ветхого завета. Более того, писатель напоминает об этом своему читателю уже с первых страниц своего произведения. Основным ее конфликтом является борьба за власть представителей рода Ахава. К этому роду и принадлежит главная героиня произведения.

Писатель с самого начала раскрывает перед читателем предысторию этой борьбы. Как известно, власть обрести желаю все, независимо от времени, возраста и поколений. Между героями происходят стычки и даже цепочки давних преступлений, которые приводят к новым.

Перед читателем писатель представляет огромное количество страшных смертей. Он изображает Гофолию жестокой и расчетливой героиней. Причиной ее такого поведения является смерть родственников.

Читателю понятно, что смерть эта не случайна, ведь, они не почитали пророка и были сторонниками веры в разных Богов. Автор создает этот образ неспроста, ведь на нем построен весь смысл произведения. Главную героиню – Гофолию писатель наделяет хладнокровностью, которая приступает к мести и уничтожает весь царский род Давида.

Несмотря на это, падчерице героини удается тайно спасти одного младенца, Иоаса, который был назван другим именем. Абсолютно все действия в пьесе разворачиваются по принципу противостояния. Этот принцип, в большей мере, Расин применяет на двух основных фигурах, которые занимают основное место в произведении: Гофолия – жестокая царица и, конечно же, Иодай – первосвященник.

Автор не случайно спасает этого служителя Бога. Он наделяет его всеми качествами, которые были характерны его, уничтоженному Гофолией, роду. В “Гофолии” Ж. Расин изображает религиозно-политические взгляды, которые подтверждаются известностью характеров и натур.

Он наделяет Иодая всеми возможными качествами, которые предают не только персонажу, но и читателю, полную уверенность в своих действиях и стремлениях.

Иодай выступает центральным образом трагедии и это читатель замечает. Ведь, он все пять действий подряд присутствует на страницах пьесы, в отличие от Гофолии, которая является перед читателем всего в нескольких сценах трех действий. Гофолия же изображается с неустойчивой психикой, которая ищет покой и уверенность в чужих душах, но своей не замечает.

Читателя настигает вопрос: способен ли человек, который слабый и бесхарактерный по своей натуре, не поддаться соблазну и не угодить в мерзость, оказавшись на троне? Все эти мысли возникают, исходя из судьбы Гофолии, которая и является настоящей героиней трагедии.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Краткое содержание Гофолия Расин