Краткое содержание Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся Гете

Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся

Роман является продолжением “Годов учения Вильгельма Мейстера”. Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При этом ему ставится условие не задерживаться под одним кровом более трех дней и удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю – чтобы избежать “соблазна оседлости”. В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти

свое окончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать установлению благородных, нравственных отношений между людьми.

Его сопровождает сын Феликс. С Наталией герой временно разлучен, но он “принадлежит ей навечно” и поверяет свои переживания в регулярных письмах.

Роман начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная семья – муж, жена и дети. Мужчина вел на поводу осла, а в седле “ехала тихая миловидная женщина, окутанная голубым плащом, под ним она прижимала к груди новорожденного младенца и глядела на него с несказанной нежностью”. Эта легко угадываемая картина святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко обобщенный характер материала, составляющего суть романа.

Если в “Годах учения…” сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с ее конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой ряд новелл, почти не связанных между собой.

Такая свободная форма – которая представляется поначалу небрежной и почти сырой – дала писателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и сложные размышления о том, что волновало его на протяжении всей жизни. Вольная композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый финал – книга кончается ремаркой “Продолжение следует” – это не столько недоработанность, сколько предвестье нового типа романа XX в.

Мировосприятие главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма, которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына и друзей-единомышленников, Мейстер в “Годах странствий…” предстает как человек, умудренный опытом и принимающий действительность во всей ее бесконечной полноте и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а борец за этот мир, за его разумное и человеческое устройство. Он различает элементы глубокой разумности в самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ей глубокий оптимизм.

Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звездное небо. “Что я такое по сравнению со Вселенной? – говорил себе Вильгельм. – Как я могу противопоставлять себя ей или ставить себя в ее средоточие?.. Может ли человек противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших глубинах своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем направлениям…” Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо – в самом человеке, его способности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные людям.

Персонажи романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы – это образное выражение того, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство более совершенного жизненного уклада. Через все повествование проходит образ ясновидицы Макарии – женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу башни, она отреклась от себялюбия и корысти.

Целью и смыслом жизни любимых героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение нравственных начал.

Некоторые рассказы вызывают в памяти “новых людей” Чернышевского – персонажи свободны от эгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки, казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы “Пятидесятилетний мужчина”. Суть ее в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на девушку подействовало то, что ее мать всегда с восторгом относилась к брату.

И вот дядя при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь влюблен в некую молодую вдову и совсем не стремится к женитьбе на Гиларии. Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, как и Гилария, испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этой очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом Гиларии, где сильно заболевает.

Девушка начинает ухаживать за ним. И именно теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность… Важно, что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают власти злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность по отношению друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.

Другая новелла – “Новая Мелузина” – рассказывает о фантастической или сказочной истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в богатой карете. Она попросила его об одной услуге – чтобы он возил с собой ее ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое время рассказчик истратил все деньги и загрустил.

Незнакомка вновь внезапно явилась перед ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том, чтобы он был бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она фактически стала его женой.

И однажды он узнал ее тайну – оказывается, красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных человечков, жизнь ее проходила в ларце, и лишь иногда она принимала обычный человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свой вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать крошечным эльфом.

Однако вскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного леса… Сам он вспоминает в романе об этом с чувством глубокого раскаяния, и ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.

Вообще образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой души и природы, которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной подготовке.

Один из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков: “Что такое трагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних обстоятельств делает бог весть что?”

Особое место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учебу в особую школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочиненная Гете социальная утопия.

Педагогическая провинция представляет идеальный пример благотворного воздействия на юную личность. Принципом здешних учителей является стремление содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством собственного достоинства и уважением к окружающему миру. “Мудрые наставники незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают кружные пути, на которых человеку так легко заблудиться и отклониться от своего призвания”.

Таким образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляя гармоничное единство, – тема нравственного самосовершенствования отдельного человека и идея воспитания коллективного сознания, развития общественных навыков и чувства общечеловеческого единства.

“Нет ничего драгоценней, чем один день” – это также важный афоризм из “Архива Макарии”. Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать свое предназначение, деятельно и вместе с тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого решительного действия – намерение нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать в Америку во главе группы ткачей, которым новые промышленные отношения несут угрозу разорения.

Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть страну. Однако затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вроде образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные искания Гете в сфере общественного мироустройства.

И конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа после долгих поисков призвания остановился на профессии хирурга – чтобы творить “чудо без чудес”, опираясь на опыт и знание природы человека.

Позже он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один скульптор. Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы, изучая анатомию, но “чувство это вступало в противоречие с требованьем, которое ставит себе всякий стремящийся к знанию человек…”. Подружившись со скульптором, он услышал от него глубокие суждения о том, что “большему можно научиться, строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежели дальше его умерщвляя”.

Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя его отношение к природе, в том числе природе человека.

В последних главах описан волнующий эпизод – Феликс упал с кручи в реку вместе с конем. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег, однако Феликс не подавал признаков жизни. “Вильгельм немедленно схватил ланцет, чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным током. Жизнь вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: – Если жить, так с тобою!”

Вариант 2

Вильгельм Мейстер, став Отрекающимся членом Общества башни, едет в путешествие со своим сыном Феликсом. Это и было поручением общества. Вот только есть важное условие: Вильгельм не должен оставаться нигде более 3-х суток и отдаляться от предыдущего места пребывания обязан более чем на милю. Первыми на пути Вильгельма и его сына Феликса встречается семья. В седле на осле ехала миловидная девушка с ребенком на руках, а мужчина вел осла.

История их любви и счастья была непроста. Гиллария с детства знала, что выйдет замуж за Флавио, но радости особой не испытывала. Все знали, что Флавио влюблен во вдову, молодую и веселую.

Когда в очередной раз Гиллария была в доме у Флавио между ней и отцом ее будущего мужа вспыхнула искра любви. Немного позже отец сам признается сыну, что любит его невесту, но Флавио не огорчается, и представляет отцу свою избранницу – молодую вдову. Но тут его отец увлекается этой вдовой, и та отвечает ему взаимностью. Флавио в полубреду, отчаянный, отправляется в дом к Гилларии.

Гиллария долго его выхаживает, и они полюбили друг друга.

Теперь они навсегда вместе по своему желанию, по любви. Следующей Вильгельм описывает невероятную историю, сказочную и фантастическую. Путнику, такому же, как и сам Вильгельм встретилась прекрасная и юная незнакомка в роскошной карете.

Узнав, что он много путешествует, красавица попросила взять с собой ее ларец и никогда с ним не расставаться. Взамен щедро одарила путника деньгами и отдала ему свою карету. Вскоре юноша потратил все деньги. Перед ним появилась незнакомки и вновь вручила кошелек с золотыми монетами, но попросила, чтобы он был немного экономнее.

Юноша уговорил красавицу остаться с ним и путешествовать вместе. Незнакомка соглашается. Им нравится быть вместе.

Она стала юноше почти женой.

Вскоре юноша узнает, что его спутница – эльфийская принцесса. Она со своим народом живет в эльфийском лесу, который находится в ларце и только иногда может появляться в человеческом облике. Принцессе нужен рыцарь, который будет ее оберегать и защищать. И юноша соглашается стать ее рыцарем, спасти умирающий народ и защищать принцессу. Он превращается в маленького эльфа.

На его долю выпадает много испытаний и трудностей. Юноша не выдерживает и убегает из волшебного леса, оставив свою эльфийскую принцессу. Долго еще путешествовал Вильгельм, многое видел, но под конец своего странствия решил стать врачом – хирургом.

Но трудно ему было препарировать живность для изучения и получения опыта врачевания.

Но тут лошадь, везущая его сына Феликса, поскользнулась, и они свалились в реку. Рыбаки выловили Феликса, но тот был без чувств и никак не приходил в себя. Вильгельм, забыв обо всех своих страхах, схватил ланцет и надрезал вену на руке. Вместе с хлынувшей кровью к его сыну вернулась жизнь.

Так Вильгельм навсегда преодолел свой страх перед хирургией. Он перевязал рану на руке своему сыну и тот бодро поднялся на ноги со словами: “Если существовать, так с тобою!”



Краткое содержание Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся Гете