Краткое содержание Двенадцать стульев Ильф и Петров

Двенадцать стульев

В страстную пятницу 15 апреля 1927 г. в городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Перед смертью она сообщает ему, что в один из стульев гостиного гарнитура, оставшегося в Старгороде, откуда они бежали после революции, ею зашиты все фамильные драгоценности. Воробьянинов срочно выезжает в родной город.

Туда же отправляется исповедовавший старуху и узнавший о драгоценностях священник Федор Востриков.

Примерно в то же время в Старгород входит молодой человек лет двадцати

восьми в зеленом в талию костюме, с шарфом и с астролябией в руках, сын турецко-подданного Остап Бендер. Случайно он останавливается ночевать в дворницкой особняка Воробьянинова, где и встречается с его бывшим хозяином. Последний решает взять Бендера себе в помощники, и между ними заключается что-то вроде концессии.

Начинается охота за стульями. Первый хранится здесь же, в особняке, который ныне “2-й дом соцобеса”. Заведующий домом Александр Яковлевич (Альхен), застенчивый вор, устроил в дом кучу своих родственников, один из которых продал этот стул за три рубля неизвестному. Им оказывается как раз отец Федор, с которым Воробьянинов вступает на улице в схватку за стул.

Стул ломается. Драгоценностей в нем нет, но зато становится ясно, что у Воробьянинова с Остапом появился конкурент.

Компаньоны переезжают в гостиницу “Сорбонна”. Бендер отыскивает на окраине города архивиста Коробейникова, хранящего у себя на дому все ордера на национализированную новой властью мебель, в том числе и на бывший воробьяниновский ореховый гарнитур работы мастера Гамбса. Оказалось, что один стул был отдан инвалиду войны Грицацуеву, а десять переданы в московский музей мебельного мастерства.

Пришедшего вслед за Бендером отца Федора архивариус обманывает, продавая ему ордера на гарнитур генеральши Поповой, переданный в свое время инженеру Брунсу.

На Первомай в Старгороде пускают первую трамвайную линию. Случайно узнанного Воробьянинова приглашают на ужин к его давней любовнице Елене Станиславовне Боур, подрабатывающей ныне гаданием. Бендер выдает собравшимся на ужин “бывшим” своего напарника за “гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближенную к императору” и призывает к созданию подпольного “Союза меча и орала”.

На будущие нужды тайного общества собирается пятьсот рублей.

На следующий день Бендер женится на вдове Грицацуевой, “знойной женщине и мечте поэта”, и в первую же брачную ночь уходит от нее, прихватив помимо стула еще и другие вещицы. Стул – пуст, и они с Воробьяниновым уезжают на поиски в Москву.

Концессионеры останавливаются в студенческом общежитии у знакомых Бендера. Там Воробьянинов влюбляется в молоденькую жену чертежника Коли – Лизу, ссорящуюся с мужем на предмет вынужденного, из-за нехватки средств, вегетарианства. Случайно оказавшись в музее мебельного мастерства, Лиза встречает там наших героев, ищущих свои стулья. Выясняется, что искомый гарнитур, семь лет провалявшийся на складе, именно завтра будет выставлен на аукцион в здании Петровского пассажа. Воробьянинов назначает Лизе свидание.

На половину суммы, полученной от старгородских заговорщиков, он везет девушку на извозчике в кинотеатр “Арс”, а затем в “Прагу”, ныне “образцовую столовую МСПО”, где позорно напивается и, потеряв даму, оказывается наутро в отделении милиции с двенадцатью рублями в кармане. На аукционе Бендер выигрывает торг на цифре двести. Столько денег у него есть, но нужно еще заплатить тридцать рублей комиссионного сбора.

Выясняется, что денег у Воробьянинова нет. Парочку выводят из зала, стулья пускают в продажу розницей. Бендер нанимает окрестных беспризорников за рубль проследить судьбу стульев. Четыре стула попадают в театр Колумба, два увезла на извозчике “шикарная чмара”, один стул покупает на их глазах блеющий и виляющий бедрами гражданин, живущий на Садово-Спасской, восьмой оказывается в редакции газеты “Станок”, девятый в квартире у Чистых прудов, а десятый исчезает в товарном дворе Октябрьского вокзала.

Начинается новый виток поисков.

“Шикарная чмара” оказывается “людоедкой” Эллочкой, женой инженера Щукина. Эллочка обходилась тридцатью словами и мечтала заткнуть за пояс дочь миллиардера Вандербильдшу. Бендер легко меняет один ее стул на украденное ситечко мадам Грицацуевой, но незадача в том, что инженер Щукин, не выдержав трат супруги, съехал накануне с квартиры, взяв второй стул.

Живущий у приятеля инженер принимает душ, неосмотрительно выходит, намыленный, на лестничную площадку, дверь захлопывается, и, когда тут появляется Бендер, вода уже льется вниз с лестницы. Открывшему дверь великому комбинатору стул был отдан едва ли не со слезами благодарности.

Попытка Воробьянинова овладеть стулом “блеющего гражданина”, оказавшегося профессиональным юмористом Авессаломом Изнуренковым, заканчивается крахом. Тогда Бендер, выдав себя за судебного исполнителя, уносит стул сам.

В бесконечных коридорах Дома народов, в котором находится редакция газеты “Станок”, Бендер наталкивается на мадам Грицацуеву, приехавшую в Москву искать мужа, о котором узнала из случайной заметки. В погоне за Бендером она запутывается в многочисленных коридорах и уезжает в Старгород ни с чем. Тем временем арестованы все члены “Союза меча и орала”, распределившие между собой места в будущем правительстве, а затем в страхе донесшие друг на друга.

Вскрыв стул в кабинете редактора “Станка”, Остап Бендер добирается и до стула в квартире стихоплета Никифора Ляписа-Трубецкого. Остается стул, пропавший в товарном дворе Октябрьского вокзала, и четыре стула театра Колумба, уезжающего на гастроли по стране. Посетив накануне премьеру гоголевской “Женитьбы”, поставленную в духе конструктивизма, сообщники убеждаются в наличии стульев и отправляются вслед за театром. Сначала они выдают себя за художников и проникают на корабль, отправляющийся вместе с актерами на агитацию населения для покупки облигаций выигрышного займа.

В одном стуле, похищенном из каюты режиссера, концессионеры находят ящичек, но в нем оказывается только именная пластинка мастера Гамбса. В Васюках их сгоняют с парохода за дурно изготовленный транспарант. Там, выдав себя за гроссмейстера, Бендер проводит лекцию на тему “плодотворная дебютная идея” и сеанс одновременной игры в шахматы.

Перед потрясенными васюкинцами он развивает план преображения города в мировой центр шахматной мысли, в Нью-Москву – столицу страны, мира, а затем, когда будет изобретен способ межпланетного сообщения, и вселенной. Играя в шахматы второй раз в жизни, Бендер проигрывает все партии и бежит из города в заранее подготовленной Воробьяниновым лодке, переворачивая барку с преследователями.

Догоняя театр, сообщники попадают в начале июля в Сталинград, оттуда в Минеральные Воды и, наконец, в Пятигорск, где монтер Мечников соглашается за двадцатку похитить необходимое: “утром – деньги, вечером – стулья или вечером – деньги, утром – стулья”. Чтобы добыть деньги, Киса Воробьянинов просит милостыню как бывший член Государственной думы от кадетов, а Остап собирает деньги с туристов за вход в Провал – пятигорскую достопримечательность. Одновременно в Пятигорск съезжаются бывшие владельцы стульев: юморист Изнуренков, людоедка Эллочка с мужем, воришка Альхен с супругой Сашхен из собеса.

Монтер приносит обещанные стулья, но только два из трех, которые и вскрываются (безрезультатно!) на вершине горы Машук.

Тем временем колесит по стране в поисках стульев инженера Брунса и обманутый отец Федор. Сперва в Харьков, оттуда в Ростов, затем в Баку и наконец на дачу под Батумом, где на коленях просит Брунса продать ему стулья. Жена его распродает все, что можно, и высылает отцу Федору деньги.

Купив стулья и разрубив их на ближайшем пляже, отец Федор, к своему ужасу, ничего не обнаруживает.

Театр Колумба увозит последний стул в Тифлис. Бендер и Воробьянинов едут во Владикавказ, а оттуда идут пешком в Тифлис по Военно-Грузинской дороге, где им и встречается несчастный отец Федор. Спасаясь от погони конкурентов, он залезает на скалу, с которой не может слезть, сходит там с ума, и через десять дней его снимают оттуда владикавказские пожарные, чтобы отвезти в психиатрическую больницу.

Концессионеры добираются наконец до Тифлиса, где находят одного из членов “Союза меча и орала” Кислярского, у которого “одалживают” пятьсот рублей на спасение жизни “отца русской демократии”. Кислярский спасается бегством в Крым, но друзья, пропьянствовав неделю, отправляются туда же вслед за театром.

Сентябрь. Пробравшись в Ялте в театр, сообщники уже готовы вскрыть последний из театральных стульев, как тот вдруг “отпрыгивает” в сторону: начинается знаменитое крымское землетрясение 1927 г. Все же вскрыв стул, Бендер и Воробьянинов ничего в нем не обнаруживают. Остается последний стул, канувший в товарном дворе Октябрьского вокзала в Москве.

В конце октября Бендер находит его в новом клубе железнодорожников. После шуточного торга с Воробьяниновым за проценты с будущего капитала Остап засыпает, и несколько повредившийся в рассудке за полгода поисков Ипполит Матвеевич перерезает ему бритвой горло. После чего пробирается в клуб и вскрывает там последний стул. Бриллиантов нету и в нем.

Сторож рассказывает, что весной случайно нашел в стуле сокровища, спрятанные буржуазией. Оказывается, на эти деньги и было построено, ко всеобщему счастью, новое здание клуба.

Вариант 2

Именно в эту страстную пятницу 15 апреля 1927 года в городе Н умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянинова, бывшего предводителя дворянства. Почувствовав, что дни уже сочтены, она сообщает ему, что в одном из стульев гостиного гарнитура, оставшегося в Старгороде, откуда они сбежали после революции, зашиты ею все фамильные драгоценности.

Воробьянинов в срочном порядке выезжает к месту. Туда же отправляется священник Федор Востриков, исповедавший старуху, который тоже краем уха слышал о драгоценностях. В это время в Старгороде появляется молодой человек 28 лет в зеленом костюме, шарфом вокруг шеи обмотанным и астролябием в руках – это Остап Бендер – cын турецко-поданного.

Случайно остановившись ночевать в дворницкой особняка, бывшего Воробьянинова, между ними происходит деловая сделка.

Начинается поход за стульями. Первый стул хранится в особняке, который ныне является соцобесом. Заведующий домом Александр Яковлевич Альхен – застенчивый вор, который устроил в доме кучу своих родственников и продал стул за три рубля кому-то.

Им оказывается отец Федор, с которым Воробьянинов вступает в схватку за стул. Драгоценностей там нет, но теперь появляется конкурент. Компаньоны переезжают в гостиницу Сорбона. Бендер тем временем отыскивает Архивариуса Коробейникова, который хранит дома все ордера на национализированную мебель новой властью.

Стул один отдали инвалиду Грицацуеву, десять стульев переданы в московский музей.

На Первомай в Старгороде пускают первую трамвайную линию и на ужин приглашают Воробьянинова. Бендер предлагает всем собравшимся создать подпольное общество “Союз Меча и Орала”, но надобно собрать пятьсот рублей, как за отца русской демократии.

На другой день, женившись на вдове Грицацуевой, Бендер в этот же день уходит, прихватив стул и вещицы. Убедившись, что стул пуст, они уезжают на поиски в Москву. В музее мебельного мастерства наши герои ищут гарнитур и узнают, что на аукционе будет выставлен он в здании Петровского пассажа.

На аукционе Бендер выигрывает торг на цифре 200, но надо заплатить тридцать рублей комиссионного сбора, а денег нет и у Воробьянинова, он их промотал. Стулья пускают в продажу розницей. Четыре стула отвозят в театр Колумба, два стула забрала жена инженера Щукина, где Бендер меняет один стул на ситечко.

По иронии судьбы в подъезде на лестничной площадке оказывается Бендер, который выдает себя за судебного исполнителя и забирает стул. После посещения премьеры сообщники убеждены в наличии стульев, а проникнув на корабль, выдают себя за художников. Бендер проводит лекцию, выдав себя за гроссмейстера и одновременной игры в шахматы.

Играя в шахматы, он проигрывает и бежит из города.

Догоняя театр, сообщники попадают в Сталинград, Пятигорск, где монтер за двадцать рублей похищает необходимые стулья. Также в поисках стульев колесит по стране отец Федор, просит инженера Брунса продать стулья. Не найдя драгоценностей, отец Федор разрубает стулья прямо на пляже.

Бендер с Воробьяниновым едут во Владикавказ, а по дороге встречают отца Федора. Он, спасаясь от конкурентов, залезает на скалу, и оттуда его снимают пожарники, увозят в психиатрическую больницу.

Сентябрь. Ялта. Сообщники пытаются вскрыть последний стул, но вдруг начинается крымское землетрясение 1927 года. Последний стул находится во дворе Октябрьского вокзала в Москве. Там Бендер находит его в новом клубе железнодорожников.

После шуточного пари с Воробьяниновым, Бендер засыпает. Воробьянинов за эти полгода, немного повредившийся в рассудке, перерезает горло бритвой Бендеру. В клубе, где он вскрыл стул, бриллиантов не оказалось.

Сторож рассказывает, что весной случайно нашел в стуле бриллианты и сдал их. Теперь построено здание нового клуба.



Краткое содержание Двенадцать стульев Ильф и Петров