Краткая биография Хаксли

Олдос Леонард Хаксли

ХАКСЛИ (Гексли) Олдос Леонард (1894−1963) 26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей – 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы “Желтый Кром” (1921), “Шутовской хоровод” (1923) и “Контрапункт” (1928) – об идейном и духовном кризисе современной цивилизации.

Антиутопии “О дивный новый мир” (1932), “Обезьяна и сущность” (1948) – сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни “общества потребления”. Смятение и тревога за будущее общества, неверие

в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман “Гений и богиня”, 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман “Остров”, 1962). Из семьи естествоиспытателей Внук выдающегося биолога Т. Г. Хаксли (Гексли), питомец Итона, учился затем в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета. В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946−48 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи.

Однако в его произведениях постоянно возникают мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 в. Плохое зрение не позволило ему принять участие в Первой мировой войне, на которую он стремился попасть добровольцем. В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах “Желтый Кром” (1921) и “Шутовской хоровод” (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы “потерянного поколения”. Своим путем

Еще в годы войны он написал стихотворение в прозе “Карусель”, где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен. Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям “потерянного поколения”.

Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа. Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху. Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством. Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, “Желтый Кром” и в особенности “Шутовской хоровод” (названный по строке из К. Марло – “шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами”) представляют собой синтез бурлескного и драматического начала.

Впоследствии он станет непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался. Сложный и беспощадный мир Хаксли В его прозе действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик.

В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями. В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа.

Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века. Она особенно виртуозно применена в романе “Контрапункт” (1928), содержащем выразительный “коллективный портрет” лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как Д. Г. Лоуренс. Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени. В обществе, пленником которого осознает себя герой книги – писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу “Бестиарий”, преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности. Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения.

Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью. Центральная коллизия романов Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей – то в комических, то в жестоких формах – фикции, которыми ее пытались подменить. Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя “Контрапункта”, передать “перемены настроений, резкие переходы… комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности”.

Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления. В жанре антиутопии Присущий ему интерес к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии “О дивный новый мир” (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Шекспира (“Буря”) и Свифта (Академия в Лагадо из “Путешествия Гулливера”). Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе “Мы”, предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж.

Оруэлла и других прозаиков 1940−50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе. Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку “эры Форда”, насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов. Поздние произведения

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа “Слепой в Газе” (1936), где впервые появляется тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман “И после многих весен”, 1939; утопия “Остров”, 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата (“Врата восприятия”, 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры.

Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Вариант 2

<

P>Олдос Леонард Хаксли (1894−1963) – известный английский писатель, родился 26 июля в Англии, Великобритания, в семье знаменитых ученых (естествоиспытателей) и принадлежал к британской научной и культурной элите. Его отец, Леонид Хаксли, был писателем, его дед, Т. Г. Хаксли (Гексли) был выдающимся биологом, а брат Джулиан не только успешным биологом, но и возглавлял ЮНЕСКО.

<

P>Сам Хаксли естественными науками не увлекался, но, благодаря своим знаниям в этой области, в своих произведениях поднимал философские вопросы актуальности и развития естественных наук в двадцатом веке.

<

P>Детство Олдоса было омрачено ранней смертью матери. Она умерла, когда мальчику было всего13 лет. Воспаление глаз привело к практически полной потере зрения.

Хаксли был освобожден от военной службы (по причине плохого зрения). Это мучило Хаксли и отразилось в его романах – “Желтый Кром”, 1921 год, “Шутовской хоровод”, 1923 год. От них просто веяло чувством духовной катастрофы и безысходности.

<

P>В поздних своих произведениях писатель обращается к обществу, которое постепенно утрачивает моральные ценности и готово смириться с духовной деградацией. Это отображено в произведениях “О дивный новый мир” (антиутопия), “Возвращение в дивный новый мир”. В 1937 году, по состоянию здоровья и по политическим убеждениям, Хаксли с сыном и супругой навсегда покидает Англию и переселяется в Лос-Анджелес, в Калифорнию вместе со своим учителем и наставником Джеральдом Гердом. В 1938 году он начинает общаться с Джидду Кришнамурти и под его влиянием занимается мистикой и изучает учения мудрецов.

Хотя, мистическая тема ему была близка и до этого. Вспомним, его мистические трактаты “Между миром и монастырем” 1903 года и “Тайны Царства Небесного” 1910 года. Но поздний Хаксли – это все более моралистическая нотка во всех произведениях и жажда изучить и разделить истинные и иллюзорные ценности бытия.

В поиске ответов на свои вопросы он обращается к учениям философов Древней Индии, интересуется философией стоицизма.

<

P>В 1953 Хаксли принимает участие в эксперименте Хамфри Осмонда по изучению влияния мескалина на человеческое сознание. Под влиянием мескалина и ЛСД пишет романы “Врата восприятия” (1954) и “Небеса и преисподняя” (1956).

<

P>В 1956 году женился на Лоре Арчера, писательнице. Умер писатель в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла.



Краткая биография Хаксли