Краткая биография Мордовцев

Даниил Лукич Мордовцев

МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич – беллетрист, публицист, историк. Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения. Свое знакомство с официальными документами неоднократно использовал для статей в либеральной и радикальной прессе; это послужило причиной ряда “служебных неприятностей” для Мордовцева, дослужившегося впрочем до чина действительного статского советника. Свою лит-ую деятельность начал с поэмы на украинском языке. Сотрудничал в журн. “Русское слово”, “Отечественные

записки”, “Дело”, “Русский вестник” и др.

Мировоззрение М. в пору его расцвета как историка и публициста представляет собой весьма путанную смесь умеренного народничества, “славянских” симпатий и украинского национализма, идеализации русского прошлого в его “народном” творчестве (“Калики перехожие”, “Понизовая вольница”, русский и особенно украинский фольклор). Для М. характерна прежде всего тематика его исторических работ, описание жизни народной массы, ее волнений и протестов. На фоне традиционных для официальных историков описаний “подвигов” и “мудрых” начинаний царей, вельмож и полководцев исследования М. безусловно были фактом прогрессивным; сходная же с костомаровской полубеллетристическая манера М. обеспечивала ему успех у широкого читателя.

Главное произведение М. – роман “Знамения времени” – пользовалось чрезвычайной известностью. Цензура 70-х и 80-х гг. сопричислила его к “опасным” в политическом отношении книгам и изъяла из библиотек. Социальный смысл романа, его классовые тенденции истолковывались критикой в диаметрально противоположных направлениях: одни (напр.

А. Богданович) считали его реальным отображением народнических настроений 70-х гг., другие (напр. А. Мартынов) связывали направленность романа с идеями одной только наиболее аполитичной части народничества, именно с чайковцами, наконец третьи начисто отрицали какие бы то ни было связи М. с народничеством, утверждая, что роман опошлил молодежь этого “героического времени”. Последнее мнение нам кажется наиболее близким к истине. Герои М. отрекаются от “однобоких” идеалов Чернышевского, они утверждают, что “Рахметовы устарели”. “Мы, – говорит один из персонажей романа, – идем в народ не с прокламациями, как делали наши юные и неопытные предшественники в 60-х гг., мы идем не бунты затевать, не волновать народ и не учить, а учиться у него терпению, молотьбе и косьбе… мы уже не дети: мы не верим ни в благотворность французских и испанских революций, ни в благодетельность удобрения земли человеческой кровью. История научила нас не верить этим пустякам…

Мы просто идем слиться с народом: мы бросаем себя в землю, как бросают зерно, чтобы зерно это взошло и уродило от сам-пять до сам-сто”. Бросающийся в глаза аполитизм этой характеристики не имеет ничего общего с революционным народничеством. Мы не найдем в “Знамениях времени” и типичной для последнего идеализации общины.

Герои М. полны раздражения против коммунизма и фурьеризма – “старых пошлых слов”, против “бабьих, детских утопий”. Ставка на культурничество, связанная с резким отрицанием М. революции как “крови”, резко отделяет М. от просветителей 60-х годов, показывая его как представителя той части городской мелкой буржуазии 70-х гг., которая отходила от революционно-демократической интеллигенции, временным попутчиком к-рой она раньше являлась. Эта точка зрения проведена в “Знамениях времени” недостаточно рельефно; роману свойственна сюжетная рыхлость, малое правдоподобие характеров и т. п. Необычайно плодовитый писатель, М. был чрезвычайно популярен как исторический беллетрист. Его перу принадлежат несколько десятков романов из русской, украинской и древней истории.

Изображение действительности уступает здесь место длинным и нудным рассуждениям о ней. Интрига романов Мордовцева чаще всего трафаретна, построена на развитии любовных отношений. Идеология этих произведений меняется на протяжении долгой лит-ой деятельности автора. В “Идеалистах и реалистах” Мордовцев явно сочувствует борцам против петровской политики, жестокой, разоряющей и оскорбляющей народ.

В романе же “Державный плотник” М. явно идеализирует Петра. В лучших и более ранних исторических романах М. отразились народнические симпатии к демократической борьбе масс против русского феодализма и буржуазии, связанной с царскими монополиями, крупным землевладением и опиравшейся на дворянство. В этом аспекте М. изобразил разинщину в романе “За чьи грехи” и раскол в “Великом расколе”. Под конец жизни М. писал уже совершенно посредственные романы, печатая их в суворинском “Историческом вестнике” и в еще более сомнительных органах печати, вплоть до “Ведомостей С.-Петербургского градоначальства”.

Все это не мешало М. пользоваться популярностью у тогдашнего массового читателя и издавать не раз собрания своих сочинений, впрочем далеко не полные.

Вариант 2

Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905 гг.) родился в семье управляющего слободой Даниловка. У Даниила была сестра и три брата, он – в семье младший ребенок. Отца не стало, когда мальчику не исполнилось и годика.

Наставником пятилетнего Даниила был местный дьячок, который обучал мальчика старославянским книгам, которых было в достатке.

Свои первые стихи Даниил написал в семилетнем возрасте. Настольной книгой автора был “Потерянный рай” Мильтона, которую он случайно обнаружил и полюбил настолько, что выучил почти всю наизусть. Закончил в 1844 году Усть-Медвецкое окружное училище с отличием.

Тогда же поступает в Саратовскую гимназию.

Спустя шесть лет поступает на физико-математический факультет, но опытные преподаватели, рано увидели в нем гуманитария, и посоветовали ему идти на историко-филологический. Мордовцев последовал совету.

В 1851 году решает перевестись в Петербургский университет, через три года получает степень кандидата, возвращается в Саратов. Женится на Пасхаловой Анне Никаноровне, это был второй ее брак. В это время приятельствует с сосланным в Саратов Николаем Костомаровым. Работая начальником губернского стола, собирает сведения по истории саратовского края. Позже, в 1859 совместно с Костомаровым напишет “Малороссийский литературный сборник”, включивший в себя произведения, написанные на украинском языке.

В 1864 году переезжает в Петербург, и спустя некоторое время снова возвращается в Саратов.

В 70-х годах Даниил Лукич зарекомендовал себя как исторический писатель. В 1872 году снова переезд в Петербург, по причине конфликта с губернатором Щербациким, но через три года приедет обратно. В 1885 году покончил с собой приемный сын, вскоре после него умерла жена Мордовцева.

Он, оставив службу, едет в Ростов-на-Дону. Много путешествует в страны Европы, а также в Палестину, Египет.

24 апреля 1905 года отмечали пятидесятилетний юбилей творчества, но климат Петербурга обострил старую болезнь. Надеясь, что перемена климата поможет, едет в Кисловодск. Попытка оздоровиться у брата в Кисловодске провалилась. Прикованный к постели, Мордовцев умер 10 июля.

Похоронен в фамильном склепе семьи, в Ростове-на-Дону.



Краткая биография Мордовцев