Классики литературы Великобритании ХХ века

С одной стороны, Великобритания считается консервативной страной, но все европейские веяния касались ее. Не было гармоничного развития родов литературы. В основном – эпос, драма Эпос считается небольшим яатением английских (Диккенс) и русских (Тургенев) традиций. С другой стороны, экспериментаторы – Джеймс Джойс – эксперимент формы, Дэвид Герберт Лоуренс – форма в норме, но абсолютно новое содержание (отношение мужчины и женщины вне брака).

Три тенденции литературы Великобритании: 1) Традиции английской литературы; 2) Традиции

ирландской литературы; 3) Традиции шотландской литературы. Многие писатели в промежуточном состоянии одновременно сохраняли традиции и пытались внести новое традиционное направление может быть представлено Голсуорено. м; “школа потока сознания ( Виржиния Вульф.

Джеймс Джойс); фантастика (Г. Уэллс традиционное, фэнтези – Толкиен); детектив (Агата Кцисп^Артур Конандойл, Д. Х. Чецз); роман чувств (Дэвид Героерт Лоуренс); политико-психологический роман (Грэхэм Грин); интеллектуальная проза (Айрис Мердок). Современная литература: Питер Эйкрот “Последнее завещание Оскара Уальда” (историко-биографическая проза); Дорис Лесенг – тема : дети и общество, семья “Пятый ребенок”; Френсис Кинг (женская тематика) “Женщина в черном”, “Госпожа де Винтер” Драматургия. На английскую драматургию оказали влияние традиции русской драматургии и наоборот. Бернард Шоу – экспериментатор.

Главный материал драматургии – рутинная повседневная жизнь. Подтекст, роль пауз, интонации, дискуссивность. Все со своей стороны правы (“Пигмалион”, “Дом, где разбиваются сердца”). Джон Пристли – остросюжетные пьесы. “Опасный поворот”, “Время и семья Конвей”, экспериментировал со временем (перенос в будущее).

Энтон Поуэл – прозаик и драматург, известны две пьесы “Бог Садов”, “Любители старины” Поэзия представлена следующими поэтами: Роберт Фрост – поэт изучающий, анализирующий, экзистенциалист – любимый поэт Кеннеди. Томас Стерне Элиот – деперсонализация поэзии: поэма “Бесплодная земля”: Уинстонхьюго Рден – соединяет в своем творчестве несколько направлении: символист + романтик + натуралист + примитивист. Книгели Эмис (родился в 1922г.) принадлежит к основателям течения (“рассерженной молодежи”, результат политики лейбористов), хотя уже в 1957 г. отрицал это Значимость: после выхода первого романа “счастливчик Джим” отмечен премией Сомерсета Моэма; переведен на 9 языков, 20 изданий.

После выхода 2-го романа “Это неопределенное чувство” за автором закрепилась слава наиболее читаемого и популярного прозаика Великобритании. Самое ценное в романах Эмиса в художественном отношении – это острые и злые сатирические зарисовки, которых много в “счастливчике Джиме”, и которые становятся еще Более меткими в романе “Это неопределенное чувство”. То новое, что определяет своеобразие “эмисовского романа” – это центральный персонаж.

Скучающий и недовольный, он плывет по течению, ненавидя реку, которая несет его. Он не верит в идеалы, для него характерен не только нигилизм, но и цинизм. Он ко всему питает отвращение, но это не толкает его на борьбу.

Таковы Джим Диксон – герой “Счастливчик Джим” и Джон Льюис, герой романа “Это неопределенное чувство”. Весной 1966г. опубликован роман “Лига против смерти” – это и комедия нравов и сатирический памфлет и пародия. Место действия: засекреченный объект на севере Великобритании. В какой-то степени антивоенный роман. На уроке литературы прежде всего след. исп. методы и приемы, напр. на развитие сенсорного аппарата личности ребенка.

Для этого на протяжении всего урока кажд. уч-ку дается возм-ть, работая над опред. эпизодом, отрывком, используя опред. лит-ведческие понятия, теор. щнания, определять свое собств. восприятие текста (зрит., звук., словесн.). Тексты обретают особый смысл, т. к. воспринимаются через призму собств. понимания и ощущения. Ученик определенным образом становится соавтором текста, переключается к сотворческой дея-ти, следовательно, книга не поучает и наставляет, а “впитывает ребенка” в собственное пространство (Ильин Е. Н.). Интегрированный урок – урок лит-ры, на котором происходит такое возвышенное общение, сам превратившийся в произведение ис-ва, результат совместной дея-ти учителя, учеников и самого автора.

Основные принципы методики обучения: 1) развитие сенсорного аппарата каждого ребенка, уточнение его чувств, обогащение эмоц. состояния; 2)взаимосвязь разных видов ис-ва, использованных на основе как идейно-тематич. общности (аналогии), так и на ассоциативном уровне; 3)работа над пониманием Я. разных видов ис-ва (в музыке-звука, в живописи-цвета); 4)развитие образного ассоциативного мышления (фантазия, воображение); 5) худ.-творч., театр, музыкальные, декоративно-прикладной лит – дея-ти учеников. Интегрированный урок построен на взаимодействии разн. видов искусств А) “Погружение” учеников в эпоху, мир писателя, простор произведения, историю, культуру.

Это дает возможность охватить, понять, осн. мотивы произ-я. Б) Поиск этих же настроений, впечатлений, мотивов, образов в др. видах искусства. Характеристика способов художественной выразительности, кот. явл. специфич-ми для данного вида искусства и выражают определенные проблемы и настроения. В) Соотношение этих образов, проблем, настроений с лит-м текстом, его анализ в единстве формы и содержания. Г) Сопоставление Я. лит-ры и др. видов ис-в.

Раскрытие этой специфики этого языка. Д) Создание собственных образов, кот-е возникли в воображении учащихся после прочтения текста, обмен мыслями и впечатлениями от текста и образов, созданных др. видами ис-ва. Е) Создание на уроке кол-го образа, кот. фокусирует в себе общее впечатление, результат дея-ти учеников и учителя, таким образом сам урок становится произведением ис-ва. Условия, при кот. возможен интегрированный урок:

1) высокий уровень духовной и общей культуры учителя. 2)глубокий интерес к раскрытию на уроке внутр. мира каждого ребенка 3) вера педагога в безграничные способности ребенка. 4) стремление учащихся к самоанализу, самопознанию, высшей духовности.

5) стремление подростков к сотрудничеству в кол-ве (сопереживанию, сотворчеству).



Классики литературы Великобритании ХХ века