ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

История сделалась теперь как бы Основанием и единственным условием Всякого живого знания. В. Г. Белинский В нашем классе за семь лет сменилось не менее десяти учи-

Телей истории. Среди них были неплохие, даже, может быть, хо- Рошие, но почему-то никто из них мне не запомнился по-настоя-

Щему. С одной стороны, мне как ученику, хорошо знающему пред- Мет, было достаточно свободно. Ведь учителя меня любили и раз- Решали заниматься на уроках тем, чем я хотел.

Но порой стано- Вится обидно: ведь я так и не встретил ни одного историка, Историка по

призванию. Уже само то, что в нашем классе сменилось так много пре-

Подавателей, очень плохо. Только успел привыкнуть к учителю, Завоевать у него авторитет, как у него уходит. Приходиться на- Чинать сначала.

Конечно, учиться полноценно в таких условиях Трудно. Но это, так сказать, объективные причины. Хуже другое.

Учителя мало обращали внимания на то, чтобы внушить ученикам Понимание важности предмета. Я не говорю об учащихся, которым

Все равно, чем занимать время в школе, лишь бы скорее оно кон- Чилось. Но даже хорошие ребята не задумываются над тем, что Дает нам история, почему важно знать историю как можно лучше. Напротив, после того, как экзамен по истории заменили со-

Беседованием, а учебник безнадежно устарел, отношение к этому Предмету стало как бы развлекательным: что там эдакого нам се- Годня преподнесут. Конечно, мы записывали определения истории, высказывания

Об этой науке великих мыслителей, но этого совершенно недоста- Точно! А вопрос о роли истории в жизни людей трудный. Я не Один месяц размышлял над ним, пока не понял, как беден был бы

Мой внутренний мир, кругозор, как трудно было бы ориентиро- Ваться мне в жизни без знаний о прошлом. А как их Сделать без изучения истории!

Я считаю, что преподавателям следовало бы посвятить Несколько уроков только этому вопросу, а потом постоянно возв- Ращаться к нему. А что было у нас?

Большинство учеников не лю- Било истории, считало ее второстепенным предметом. И только Необходимость заставляла их учить урок, вернее зубрить. Ведь

Историю нужно понимать, а этому научить очень не просто. Но Зато труд окупается сторицею. Успех будет только тогда, когда

Учащийся научится улавливать внутреннюю связь событий, пони- Мать закономерность исторических процессов, сравнивать, со- Поставлять эпохи, извлекать из прошлого уроки на будущее. Лег- Ко заметить, что пересказать параграф сможет большинство, но

Анализировать и доказать свое мнение – лишь единицы. Подобное происходило и с картой. Требовали умения рабо- Тать с ней, знания номенклатуры, но ведь карту учат постоянно, Годами.

А мы работали с ней урывками, от случая к случаю. То Же и с заучиванием дат.

Ученики умудрялись путать не только Десятилетия, но и столетия. А ведь ясно, что все даты не за-

Помнишь. Их следует понимать и чувствовать, когда, в какое Время могло произойти то или иное событие.

Мне думается, что было бы очень полезно, если бы на уро- Ках истории чаще пользовались примерами из литературы, привле- Кали знания по естественным наукам. Они ведь так могли приго-

Диться на уроках, посвященных культуре и науке. Конечно, бывали у нас по-настоящему интересные, запомина- Ющиеся уроки. Конечно, таких уроков было мень- Шинство.

Я знаю, что учителя загружены. Но порой даже один но- Вый факт, упоминание об интересной статье или книге могут Скрасить занятие.

Мне вспоминается один из уроков, когда молодая учительни- Ца принесла очень красивый крест работы семнадцатого века. Все

Очень оживились. Но она неверна истолковала нашу радость. “Разве вы, ребята, не понимаете, что монахи заставляли насиль- Но мастеров работать на церковь?”.

Было это еще до нового от- Ношения к религии и церкви. У меня сразу пропал всякий инте- Рес. Разве может не понимать учитель, проучившись пять лет в Институте, что люди средневековья искренне верили в Христа и Считали за честь работать для церкви?

Разве создали бы свои Шедевры художники Возрождения, не будучи убежденными в свя- Тости своего дела?

Чтобы научить учеников любить историю, надо Прежде всего самому знать и любить ее! Хотелось бы еще добавить об экзамене.

Мне думается, он Нужен. Я слышал, что в некоторых странах дети учатся не по од- Ному, а по нескольким учебникам истории, сравнивая точки зре-

Ния. Скорее бы наши ученые создали правдивые и интересные кни- Ги!

Можно было бы еще бесконечно говорить об этом близком мне Предмете, но для меня сейчас важнее другое. Как добиться, что-

Бы мои будущие ученики любили и понимали историю?



ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ