Импрессионизм на рубеже ХIХ-XX столетия

Импрессионизм (фр. impression – впечатление) – направление в искусстве, основной задачам которого считалось утонченное отражение личных впечатлений и наблюдений, мгновенных чувств и переживаний. Сформировался во Франции во второй половине ХIХ ст. прежде всего у художников (название пошло от картины К. Моне “Импрессия. Восход солнца”, 1873). Его представители – художники К. Моне, Э. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и др. – основной задачей считали наиболее реально изобразить внешний мир, утонченно передать свои впечатления, настроения.

Импрессионизм

на рубеже ХIХ – XX ст. стал весомым компонентом европейского писательства. Но в литературе импрессионизм не находил такого программного характера, как у художников, не имел своей отдельной группировки, приближался то к натурализму (в прозе), то к символизму (в поэзии). Его представители изображали мир таким, каким он казался в процессе перцепции. Ставилось целью передать то, каким был мир в данный момент через призму субъективного восприятия. Это обусловило функциональные и композиционные изменения описания: описание стало эпизодическим, фрагментарным, субъективным.

Импрессионистические тенденции вызвали также изменения в характере рассказа эпических жанров: они в определенной мере лиризовались, что вызвало возвышение роли и расширение функции внутреннего монолога. В французской прозе импрессионизм представляют братья Гонкуры, А. Доде, Ги де Мопассан, в австрийской С. Цвейг, А. Шницлер, в польской – С. Виткевич, С. Жеромский и др. Элементы импрессионизма (в частности, характерное для него видение, реализованное через метафору, которая выполняет функцию настроения) встречаем в произведениях украинских писателей, например, у М. Коцюбинского: “На камнях”, “По-людски”, “Тени забытых предков”, “Intermezzo”, “Цвет яблони” и др. Здесь эстетичная функция цветов, звуковых красок и тонов, передача разных внутренних чувственных состояний автора доминируют над другими художественными основами. Импрессионистические тенденции наблюдаем в творчестве писателей 30-х годов XX ст. – М. Михайличенко (“Голубой роман”, Н. Волнового (“Сини этюды”), Тычины, В. Чумака и др.

Характерными в этом плане являются символистско-импрессионистические изображения утра М. Йогансеном. В драматическом творчестве импрессионизм проявляется в расслаблении фабульной структуры, разбивке сценического действия на значимые элементы, использовании незаконченных фраз, мыслей, создании неуловимого настроения, а также в высокой ступени поэтизации драмы. Подобно лирике импрессионизм часто объединяется в драме с символизмом, что прослеживается в творчестве М. Метерлинка, О. Уайльда, С. Выспянского.

В украинской драматургии импрессионизм проявляется в меньшей мере, тем не менее, его элементы присущи символистской пьесе С. Черкасенко “Сказка старой мельницы”, пьесе “Пир” М. Рыльского и др.



Импрессионизм на рубеже ХIХ-XX столетия