Глумов (На всякого мудреца довольно простоты Островский А. Н.)

Глумов

Характеристика литературного героя ГЛУМОВ – герой комедии А. Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Г.- значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться – означает скоморошничать, издеваться, “глум творить”. “Маменька, я умен, зол и завистлив”,- говорит Г., приступая к осуществлению своих планов. Эти “исходные” человеческие данные

оказываются “необходимы и достаточны” для “глумотворст-ва”.

Цели Г. невысоки: “теплое место и богатая невеста” – все, чего он хочет добиться в жизни. Для достижения своих целей он решает “подделаться к тузам”, избирая для этого примитивное, но сильнодействующее средство: “льстить грубо, беспардонно”.

В общении с “тузами” обнаруживается замечательная способность Г. к лицемерию. Он легко меняет личины, поскольку ничего значительного, ценного у него за душой нет. С “богатым барином” Мамаевым, любителем читать наставления, Г.- глупец, жаждущий руководства на жизненной дороге. С его женой, женщиной опасного “бальзаковского” возраста, Г.- пылкий, едва ли не романтический герой-любовник. С “важным господином” Городулиным, жаждущим в угоду моде прослыть либералом, Г.- либерал, великолепно владеющий “прогрессистской” фразеологией.

С “очень важным господином” Крутицким, маразмирующим консерватором, Г.- ретроград, демонстрирующий превосходное владение “охранительной” терминологией. С “богатой вдовой” Турусиной, суеверной ханжой, Г.- почтительный поклонник самых темных и нелепых “народных верований”.

В этих сценах Г. выступает как бесстыдный лицедей, обладающий отличным “чувством партнера” и безукоризненным умением “попасть в тон”. Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять “цинизм в действии”. Глумотворство его заключается в том, что он с неприкрытой наглостью утрирует в своем поведении “слабости” партнеров, гиперболизируя их и доводя до абсурда. “Всю желчь”, которая при смене личин “накипает в душе”, Г. “сбывает” в свой дневник, превращенный им в “летопись людской пошлости”. Похищенный и обнародованный, дневник становится причиной крушения стремительной карьеры Г.

В образе Г. Островский исследует, как “общественный порок” становится “личным пороком” героя. Злой ум и желчный талант, не облагороженные никакой высокой идеей, отравили его душу, и он стал “немного подле-нек”. “Подлость в душе” и делает Г. характерной фигурой, в которой отразился “безыдеальный” дух времени (ср. строки Н. А. Некрасова: “Бывали хуже времена, но не было подлей”).

В силу своей характерности образ Г еще раз возникает в комедии Островского “Бешеные деньги” (1870). Г. явился прообразом Глумова в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “Современная идиллия” (1877-1883).

Первый исполнитель роли Г.- Н. В. Самойлов (1868). Среди других исполнителей – А. П. Ленский (1876), В. И. Качалов (1910), Ю. В. Яковлев (1968).



Глумов (На всякого мудреца довольно простоты Островский А. Н.)