Фольклор и литература

ВВЕДЕНИЕ

Цели и задачи предмета “литература”. Литература как вид искусства и форма общественного сознания. Литература и жизнь. Правда в жизни и в литературе. Начальные понятия о художественном мире литературного произведения.

Особенности восприятия художественной литературы. Два вида художественной условности: жизнеподобие и фантастика. Понятие “словесность”, начальное представление о фольклоре, религиозной и светской литературе.

Поэтическое слово и его особенности. Начальное представление о художественном вымысле

и художественном образе.

“Варяг”, Русская народная песня литературного происхождения. Взаимодействие фольклора и литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор как вид словесности. Способы создания и бытования фольклорных произведений. Роль общенародного идеала в создании художественного мира фольклорного произведения.

Специфика отражения реальной действительности в фольклоре. Начальное понятие о жанрах. Фольклорные жанры.

Образ сказителя в фольклорном произведении.

Читательская лаборатория: “Как научиться работать с учебной статьей”.

Национальные основы фольклора

Национальная специфика формирования народного идеала. Языческие корни в фольклорных произведениях. Христианские основы европейского фольклора.

Православная традиция и православная культура в русском фольклоре.

Читательская лаборатория: “Как составить план учебной статьи”.

“Духовные песни”. Роль православной культуры в формировании общенародного идеала русского фольклора.

Сказка

Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Начальное понятие о композиции и сюжете сказки. “Бродячие” сюжеты.

Сказочный герой и его типы. Волшебный помощник и волшебные предметы, их роль в волшебных сказках. Язык сказок, значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок.

Образ сказителя в фольклорной сказке.

“Бой на Калиновом мосту”. Противоборство Добра и Зла в сказке. Сопоставительная характеристика трех братьев.

Народное представление о героическом. Роль сказочных деталей. Патриотический и гуманистический смысл.

Контрольная работа по теме “Народная сказка”.

“Иван-царевич и Серый волк”. Символика образа Жар-птицы. Образ Ивана-царевича. Тема испытания в сказке.

Иван и его братья. Утверждение идеи борьбы за свое счастье. Образ “волшебного помощника” в сказке.

Нравственная проблематика сказки.

Из сказок братьев Гримм. “Белоснежка”. Семейная проблематика в сказке. Начальное понятие о портрете. Образы Белоснежки, мачехи, гномов.

Волшебные предметы в сказке. Тема внешней и внутренней красоты человека. “Шесть лебедей”. Особенности построения сказочного мира. Тема испытания героини. Народный идеал в сказке.

Гуманистическое звучание сказки.

“Лиса и козел”. Русская народная сказка о животных. Образы лисы и козла в сказке, их сопоставление.

Идейный смысл сказки.

“Как мужик гуся делил”. Народная мудрость и сатирические мотивы в сказке.

Читательская лаборатория: “Как научиться характеризовать народный идеал в фольклорной сказке”.

Произведения для самостоятельного чтения

Учащихся.

Сборники: “Русские народные сказки”, “Украинские народные сказки”, “Белорусские народные сказки”, “Восточнославянские сказки”, “Сказки западных славян”, “Сказки народов мира”.

В мастерской художника слова. Русские сказочники.

Обрядовая поэзия

Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Роль поэтического слова и ритма в обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Календарный фольклор и его особенности.

Значение эпитетов в обрядовой поэзии. Веснянки. Колядки.

Детский фольклор

Понятие детского фольклора и его основные жанры (дразнилки, считалки, прибаутки, скороговорки и др.). Стихи о животных и шуточные произведения детского фольклора. Начальное представление о жанре нонсенса (нелепица, небылица, перевертыш).

Английские детские песенки.

Русский детский фольклор.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки

Художественное своеобразие загадок, пословиц, поговорок. Особенности художественной условности. Отражение народного идеала. Жизненная мудрость пословиц и поговорок.

Афористичность и значение художественного слова. Национальная культурная традиция в пословицах и поговорках.

Читательская лаборатория: “Как научиться читать текст художественного произведения”.

Народная баллада

Начальное понятие о жанре баллады. Особенности композиции и сюжета в балладе. Роль диалога.

Пейзаж в балладе. Лирическая оценка событий повествователем.

“Посещение Робин Гудом Ноттингема”. Английская народная “разбойничья” баллада. Национально-патриотический пафос и социальный протест в балладе. Смысл спора Робин Гуда с лесниками. Образы лесников.

Мотивировка превращения Робин Гуда в “вольного разбойника”.

“Ворон к ворону летит…”. Шотландская народная баллада. Смысл построения повествования через диалог воронов.

Идейное значение последней строфы. Нравственные оценки в балладе.

“Аника-воин”. Русская народная баллада. Образ Аники.

Тема смысла человеческой жизни и смерти.

“Черный ворон”. Русская народная баллада. Образ солдата.

Роль ворона и многозначность этого образа. Патриотическое звучание баллады.

“Кочегар” (“Раскинулось море широко…”). Русская городская баллада. Художественные способы создания характеров в балладе.

Роль и лирическое звучание зачина и концовки баллады. Значение диалогов. Образ повествователя в балладе.

Художественные средства создания эмоционального впечатления.

Читательская лаборатория: “Как научиться отвечать на вопросы”.

Произведения для самостоятельного чтения

Учащихся.

Баллады о Робин Гуде.

“Эдвард”. Шотландская народная баллада. Перевод А. К. Толстого.

“Жан Рено”. Французская народная баллада. Перевод Н. С. Гумилева.

“Рико Франко”. Испанский народный романс. Перевод В. Я. Брюсова.

“Стрельцы и крестьянин”. Русская народная баллада.

“Бродяга”. Русская народная баллада.

“Окрасился месяц багрянцем”. Русская народная баллада.

“Эолова арфа”. Антология баллады.

ЛИТЕРАТУРА

Отличие литературы от фольклора. Роль и значение автора в литературе. Автор и читатель.

Начальное понятие о литературных родах (эпос, лирика, лироэпика, драма) и жанрах. Жанры фольклорные и литературные. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей; использование фольклорных тем, образов и художественных средств в литературных произведениях.

Авторская позиция и авторский идеал в литературном произведении.

Литературная сказка

Отличие литературной сказки от сказки народной. Классификация литературных сказок. Особенности построения художественного мира литературной сказки.

Конфликт в литературной сказке и ее композиция.

В. Гауф. “Карлик Нос”. Роль фантастики в сказке. Борьба героя за свое место в жизни.

Утверждение силы человеческого духа. Фольклорные мотивы и образы в сказке. Образ матери Якоба.

Тема наказания, испытания и вознаграждения персонажей. Начальное понятие об иронии. Роль иронии в сказке.

П. П. Ершов. “Конек-горбунок”. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и стихотворная речь.

Фольклорная традиция и своеобразие литературной сказки П. П. Ершова. Образ повествователя в сказке, особенности ее построения. Принцип разделения сказки на три части. Конек-горбунок как “волшебный помощник”.

Образ Ивана. Своеобразие языка сказки. Начальное понятие о сатире и юморе. Сатирические и юмористические элементы в сказке.

Нравственная и социальная проблематика сказки. Система человеческих ценностей в сказке. Контрольная работа По теме “Литературная сказка.

П. П. Ершов. “Конек-горбунок”.

А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Фольклорные основы сказки (сравнение со сказкой “Белоснежка”). Фантастика и реальность в сказке. Способы изображения положительных и отрицательных персонажей.

Образ мачехи, ее сопоставление с царевной. Роль зеркальца в сказке. Пушкинское представление о внешней и внутренней красоте человека. Образы Елисея и семи богатырей. Образы природы и природных сил в сказке.

Система человеческих ценностей в сказке. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.

Читательская лаборатория: “Как научиться сопоставлять два произведения”.

X. К. Андерсен. “Дикие лебеди”. Сравнение со сказкой “Шесть лебедей”. Отличие литературной сказки от фольклорной. Тема любви и красоты в сказке.

Христианская основа сказки.

Р. Д. Киплинг. “Кошка, гулявшая сама по себе”. Суть соперничества женщины и кошки, их сопоставление в сказке. Характеры животных в сказке. Начальное представление об анималистическом литературном произведении.

Фантастика и реальность в сказке. Человек и природа в сказке. Понятие свободы и ее абсолютной ценности.

Философское звучание сказки.

А. Н. Толстой. “Иван да Марья”. Фольклорные основы сказки. Значение присказки. Тема братской любви. Особенности образа “волшебного помощника” в сказке.

Авторская позиция писателя. Б. В. Шергин. “Шиш показывает барину нужду”. Современная литературная сказка и ее народные корни. Образ Шиша.

Язык сказки.



Фольклор и литература