Анализ стихотворения “Во всем мне хочется дойти” Пастернака Б. Л

В стихотворении “Во всем мне хочется дойти…” (1956), открывающем книгу стихов “Когда разгуляется”, поэт продолжает традиции русской классики (вспомните “Элегию” А. С. Пушкина; “Я жить хочу! хочу печали…” М. Ю. Лермонтова; “О, я хочу безумно жить…” А. А. Блока).

Первые восемь строф стихотворения – это развернутое высказывание лирического героя о его желании проникнуть в сущность явлений, за видимым, “явленным” обнаружить скрытый смысл. Сила этого желания выражается анафорой во второй строфе – это

многократное “до” будто бы “долбит”, пробивает некую оболочку, содержащую тайну, недоступную поверхностному взгляду:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Высказывание лирического героя достигает кульминации в 8-й строфе:

В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Здесь мысль героя о возможном и предельном в поэзии замирает на пике. В последующих строфах содержится обобщение: в произведениях искусства воплощается сама природа, а потом, претворенные воображением, впечатления художника (поэта, музыканта, живописца) становятся частью действительности:

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества

Игра и мука –

Натянутая тетива

Тугого лука.

“Достигнутое торжество” художника – это бессмертные произведения искусства. Идея, выраженная в стихотворении, обращена не только к художнику. Так, в очерке “Люди и положения” поэт писал: “Человек, деятельность человека должны заключать элемент бесконечности, придающий явлению определенность, характер”.



Анализ стихотворения “Во всем мне хочется дойти” Пастернака Б. Л