Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах”

В стихотворении Ф. И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” в полной мере проявился тютчевский пантеизм – обожествление, одушевление мира природы.

Четыре мелодичных строфы произведения предваряет эпиграф: “Est in arundineis modulation musica ripis”, заимство­ванный у римского поэта IV века до н. э. Авзония. В переводе с латыни он означает: “Есть музыкальная стройность в при­брежных тростниках”.

Примечательно, что шум морских волн рождает у лириче­ского героя чувство гармонии. В природе вообще доминирует “созвучье полное”,

в то время как человек осознает разлад с нею. “Души отчаянной протест” направлен на бесполезное противостояние человеческого разума миру природы. Однако он обречен остаться безответным, как “глас вопиющего в пус­тыне”, потому что человек все равно должен в итоге соеди­ниться с этим невозмутимым строем природного мира.

В сти­хотворении доминируют вопросительные интонации.

В третьей строфе возникает интересный образ: “И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыс­лящий тростник?” Он восходит к известному афоризму Б. Паскаля, наглядно иллюстрирующему хрупкость и конеч­ность бытия: “Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий”.

Основные образы произведения можно разделить на две части: “стройный мусикийский (музыкальный) шорох”, “не­возмутимый строй”, “созвучье полное”, подчеркивающие ста­бильность, и “зыбкие камыши”, “призрачная свобода”, “отча­янный протест”, актуализирующие зыбкость бытия.

В последней строфе Ф. И. Тютчев подчеркивает верти­кальную ось художественного пространства (“от земли до крайних звезд”), что, в свою очередь, помогает ему соотнести “землю” и “небо”. Философское осмысление мира предпола­гает возможность возвыситься над земной суетой и обратить свой взор к звездам.

Разлад в итоге порожден тем, что разум осознает конеч­ность бытия, в то время как природа вечна и неизменна в сво­ем бесконечном многообразии.

Противоречие неразрешимо. Оно мешает человеку осоз­нать гармонию с миром и обрести ее в своей душе.

Из контекста произведения становится ясно, что гармонию поэт видит не только в природе, но и в мире звуковых образов (“певучесть”, “мусикийский шорох”). Таким образом, стано­вится понятным, что поэзия – это, пусть кратковременный, но верный способ для человека обрести гармонию с миром.



Анализ стихотворения Тютчева “Певучесть есть в морских волнах”