Анализ стихотворения Тютчева “Эти бедные селенья”

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Эти бедные селенья…” – одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа.

Ф. И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского

народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: “Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!” Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности.

Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф. И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: “Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной”. Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой.

Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: “Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя”. Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение – вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека.

Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет – устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф. И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов.

Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации “р” и “с”, словно растворяя в себе слова “Русь”, “Россия”.

Таким образом, в стихотворении “Эти бедные селенья…” прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями (“крестный”, “небесный”, “смиренный”), а главное – образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.



Анализ стихотворения Тютчева “Эти бедные селенья”