Анализ стихотворения Есенина С. А. “Спит ковыль Равнина дорогая”

Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на века­ми складывающиеся традиции искусства и всячески противо­стояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. Как и В. В. Маяков­ский, и А. А. Блок, С. А. Есенин встретил революцию с вос­торженным воодушевлением.

Мать моя – родина,

Я – большевик,- восклицает он в произведении “Иорданская голубица”. Од­нако не все перемены в общественной жизни пришлись поэту по праву.

В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” за­ключена

скрытая полемика с теми, кто за порывами безу­держного стремления к новаторству забывает о корнях, об истоках, о традициях. С. А. Есенин осторожно относился к новомодным переменам.

Он не пытался выпячивать проти­воречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

В нем противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль – типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь – образ, навевающий тоску.

Журавли символизируют разлуку. Эпитет “золотой” по отно­шению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. “Свинцовый” же в выражении “свинцовой свежести полынь”, наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плав­ки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был рус­ский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предна­значенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба – воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

Яркая, запоминающаяся автономинация “Все равно остал­ся я поэтом золотой бревенчатой избы” актуализирует также тему города и деревни, характерную не только для творчества

С. А. Есенина, но и для всего направления так называемой но­вокрестьянской поэзии, к которому, помимо С. А. Есенина, принято относить Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца и ряд других поэтов.

“Я последний поэт деревни”, – пишет С. А. Есенин в од­ноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной мис­сии как своеобразного долга перед земляками. Примечатель­но, что собственное предназначение, творческая жизнь души увязываются в этих двух стихотворениях (“Спит ковыль.

Рав­нина дорогая…” и “Я последний поэт деревни…”), написан­ных с пятилетним промежутком, с судьбой деревни.

Патриархальная деревня есенинского детства противопос­тавлена в них уверенным и неизбежным шагам слепого техни­ческого прогресса. В стихотворении “Я последний поэт де­ревни…” это сделано более конкретно:

На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость.

В произведении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” заяв­ление о том, что прогресс несет в себе не только созидатель­ное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.

Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…” в це­лом, не характерно в плане раскрытия темы деревни. В нем нет столь обычного для ранних есенинских произведений сла­достного любования красотами родной земли.

Вернее, любо­вание это становится лишь увертюрой для предстоящего про­блемного взгляда на современную поэту’ деревню. Семантика “покоя”, заявленная первыми строками, в последующих стро­фах развенчивается, эмоциональный накал постепенно нарас­тает и взрывается тревожным исповедальным криком о на­зревших неразрешимых противоречиях, отчаянным возгласом:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе!

У С. А. Есенина, женатого на иностранке, была реальная воз­можность остаться за границей и зажить более комфортной, респектабельной, а главное – спокойной жизнью, но он не мыслил себя без России, пусть нищей, голодной, измотанной в социаль­ных конфликтах, но самой родной и единственной в мире. И он вернулся, быть может, зная о том, что едет на родину умирать.



Анализ стихотворения Есенина С. А. “Спит ковыль Равнина дорогая”