Анализ стихотворения А. Блока “О, я хочу безумно жить…”

Свободная тема “Анализ стихотворения” – сочинение “Стихотворение А. Блока “О, я хочу безумно жить…””

Это стихотворение открывает цикл “Ямбы” (1907 – 1914), который автор причислил к “лучшим” своим стихам (письмо В. С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:

Моя любовная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

Туда, туда, смиренней, ниже, –

Оттуда зримей мир иной…

(“Да. Так диктует

вдохновенье…”, 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из “Сатир” Ювенала (96 ок. 127): “Негодование рождает стих” (пер. В. Н. Орлова). “Негодование” Блока обращено на “непроглядный ужас жизни”, редставляющий в стихотворениях цикла “Ямбы” “ночной”, “черной”, “траурной”, “лживой”, полной “безличного” и “несбывшегося”. Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем

Слышны отголоски произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А, Некрасова, Ф. И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:

Но мы – все те же. Мы, поэты,

За вас, о вас тоскуем вновь,

Храня священную любовь,

Твердя старинные обеты…

(“О, как смеялись вы над нами…”, 1911)

В стихотворении “О, я хочу безумно жить…” лирический герой провозглашает как цель своего творчества:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

В отличие от скептицизма “Художника”, данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни (“хочу безумно

Жить”), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие “жизнь” двойственно – это реальность, в которой “задыхается” лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности “воплотить” лишенное плоти, “увековечить” мгновенное, вдохнуть душу в “безличное”. Лирический герой стихотворения предстает новым “пророком”, продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. “Пророк” Пушкина (1826), исполненный божественной “волей”, у Лермонтова превращается в “угрюмого” отшельника, о котором “старцы детям говорят”:

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

(“Пророк”, 1841)

О блоковском пророке “в грядущем скажет” “юноша веселый”, напоминающий “племя Младое, незнакомое” пушкинского отрывка “Вновь я посетил…” (1835), “внука”

…когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его “угрюмство”, сосредоточенность на темной стороне действительности:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе “всеведенья” пророка снова, как у Пушкина, оказываются “добро и свет” (“Он весь – дитя добра и света…”). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в “жестокий век… свободу” (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, 1836). Свобода – “сокрытый двигатель” творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, “обходя моря и земли”, как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.



Анализ стихотворения А. Блока “О, я хочу безумно жить…”